Виктор Борцов


Виктор Борцов

Виктор Андреевич родился 14 июня 1934 года в городе Оренбурге. В 1957 году, по окончании Театрального училища имени М.С.Щепкина, он был принят в труппу Государственного академического Малого театра, которому оставался верен до последних дней своей жизни.

Школьником он разыгрывал «концерты» во дворе, занимался в драмкружке («Кто-то вспоминает, как он окна разбивал. А я… Идешь, бывало, в школу, и какая там учеба — ты эту роль повторяешь. И больше ни-че-го не нужно».) С первого раза поступил в Щепкинское училище, где оказался на одном курсе с Юрием Соломиным, Романом Филипповым, Алексеем Эйбоженко. Учила Борцова Вера Пашенная, знаменитая русская актриса, игравшая в Малом театре с 1907 года. Борцов оказался воспитанником и преемником гигантов русской, еще дореволюционной, сцены.

Ученик прославленной актрисы Веры Пашенной, Борцов ещё в студенческих работах и первых сценических созданиях на подмостках «Дома Островского», обнаружил талант не только выразить самую суть предлагаемого образа, но в каждую роль привнести яркие свойства собственной индивидуальности, наполнить персонаж пафосом личного пристрастия.

Виктор Борцов

Среди ранних театральных работ Виктора Борцова – такие несомненные удачи, как Матвеев («Когда горит сердце» по В.Кину), Горецкий («Волки и овцы» А.Н.Островского), Швандя («Любовь Яровая» К.Тренёва), Валерьян («Перед ужином» В.Розова), Чино («Украли консула!» Г.Мдивани), Пётр («Лес» А.Н.Островского).

Виктор Борцов – актёр уникальнейших творческих возможностей. В лучших своих работах он раскрывал типические черты русского национального характера с его мощью и широтой, но вместе с тем, с задушевным лиризмом, сердечной добротой, подкупающей чистотой и обезоруживающим прямодушием.

Безусловно, в лице Виктора Андреевича Борцова Малый театр обрёл великолепного исполнителя ролей «островского» репертуара. Кроме Горецкого и Петра, Борцов сыграл Досужева в «Доходном месте», Ахова («Не всё коту масленица»), Лыняева («Волки и овцы»), Самсона Большова («Свои люди – сочтёмся!»), Потрохова («Трудовой хлеб»), Брускова («День на день не приходится» по комедии «Тяжёлые дни»).

Виктор Борцов в фильме «Покровские ворота»

Одно из ярчайших достоинств Борцова – невозможность заключить его дарование в рамки одного определённого амплуа. В качестве примера можно привести того же Лыняева в «Волках и овцах», проходящего в спектакле путь от классического резонёра до простака. Чем меньше привязка персонажа к конкретному амплуа, тем интереснее работа получалась у Борцова.

Среди ролей, сыгранных Виктором Борцовым на протяжении 50 лет работы в Малом театре, стоит также назвать такие, как Музыкант («Умные вещи» С.Я.Маршака; этого сказочного героя Виктор Андреевич играл около 25 лет), Вильям Доббин («Ярмарка тщеславия» по У.Теккерею), князь Мстиславский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Иван и поп («Беседы при ясной луне» по В.М.Шукшину),

Сам Виктор Андреевич отдавал предпочтение характерным ролям, однако он был абсолютно органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, в чьём бы обличье ни выходил на сцену, – трогательного беззащитного Вафли («Дядя Ваня» А.П.Чехова), благородного герцога Альбанского («Король Лир» У.Шекспира) или жестокого и подлого Матвея Хомяка из «Князя Серебряного» по А.К.Толстому.


Виктор Борцов

Северьян Убойца («Каменный цветок» по П.П.Бажову), Ефим Захарович («Обсуждению подлежит» А.Косенкова), Венедикт/Веденей («Холопы» П.П.Гнедича), Шпекин и Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя), Москалёв («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера), Авдеев («…И Аз воздам» С.Кузнецова), Амиас Паулет («Мария Стюарт» Ф.Шиллера)…

Виктор Борцов

Борцову посчастливилось работать с такими режиссёрами, как Игорь Ильинский, Леонид Хейфец, Борис Морозов, Пётр Фоменко. Но его актёрская биография не ограничивается только театральными работами. Виктор Андреевич Борцов — популярнейший киноартист. Среди фильмов с его участием — «Песнь о Кольцове», «Первый троллейбус», «Верьте мне, люди», «Освобождение», «Раскол», «Баллада о старом оружии», «И снова Анискин», «Вокзал для двоих» (Как создавался фильм), «Визит дамы», «Леди на день», «Дневной поезд», «Гардемарины, вперёд!», «Один и без оружия», «Ультиматум», «Хождение по мукам», «Чича», «Джокеръ»…

Но визитной карточкой Борцова уже более двадцати лет остаётся великолепный Савва Игнатьевич из успевших стать классикой «Покровских ворот» (История создания фильма).Эта звездная роль досталась ему чуть ли не случайно: на площадку его привел второй режиссер картины Юрий Топалер. В результате из жесткого фронтовика-шутника, каким был Савва по сценарию, получился добродушнейший персонаж, трогательный и незабываемый.

Удивительно яркий талант, органичность, трудолюбие и безмерная преданность своей профессии позволяют назвать Виктора Андреевича Борцова не просто ведущим, но одним из лучших актёров Малого театра.
В последние годы Виктор Андреевич тяжело болел, но все мы верили, надеялись и ждали, что замечательный мастер вернётся в строй. К сожалению, чуда не произошло… Виктор Борцов ушёл из жизни 20 мая 2008 года в Москве. Похоронен актёр 23 мая на Троекуровском кладбище Москвы.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий