История создания фильма «Отец солдата»

Жанр: военный фильм
Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии.
Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале. Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом. И только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
В фильме снимались: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Лебедев, Владимир Колокольцев, Юра Дроздов, Иван Косых, Виктор Косых, Виктор Уральский, Кетеван (Кето) Бочоришвили, Владимир Пицек, Петр Любешкин, Татьяна Сапожникова, Николай Бармин.
Режиссер: Резо (Реваз) Чхеидзе
Премьера фильма состоялась 11 января 1965 (Тбилиси), 1 мая 1965 (Москва)
Награды,премии
Премия «Капитолийский Юпитер» на МКФ в Риме в 1967 году.
Приз за лучшую мужскую роль Серго Закариадзе на МКФ в Москве в 1965 году
Премия Ленинского комсомола Серго Закариадзе в 1965 году
Ленинская премия Серго Закариадзе в 1966 году
Премия Ленинского комсомола Грузинской ССР Ревазу Чхеидзе в 1970 году


«Отец солдата» — художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Это фильм, который показывали каждый год в День Победы. И именно сейчас когда все больше и больше мостов рушатся между грузинским и русским народами, такие фильмы как этот, являются вечными символами любви и дружбы, которую никакие политики не смогут разрушить между обычными людьми.

На съёмках фильма «Отец солдата»

И как замечательно, что его показали снова , несмотря на всё нынешнее противостояние. Фильм ДОБРЫЙ, просто добрый. Да, пусть несколько сентиментален, но игра Закариадзе — это эталон. Я люблю этот фильм, очень субъективно и очень лично. Очень много мудрости и человечности в нем.

1964 год… воспоминания о войне еще очень свежи, эти воспоминания в глазах и сердцах нескольких поколений, и фильмы, снятые в этот период настолько пронзительны, что с ними не сравнится ни один из современных навороченных блокбастеров…

Мелодия из к/Ф «Отец солдата»

В Калининграде снимали эпизоды фильма «Отец солдата». Вечером, после очередного съёмочного дня исполнитель главной роли Серго Закариадзе пешком возвращался в гостиницу. Осенний день был по-летнему тёплым. Хотелось пить. И Серго Александрович решил по пути зайти в магазин «Соки-воды».
Направился прямо к сатуратору.

Серго Закариадзе

Между тем, сбоку в отдел выстроилось несколько человек.
– Куда прёшь без очереди, чёрт небритый! – раздалось из очереди.

Признать в вошедшем народного артиста СССР было нелегко. Со съёмочной площадки он ушёл прямо в помятой солдатской гимнастёрке, в которой снимался. Единственным, кто его узнал, оказался Вениамин Ильинов. Он решил выручить растерявшегося Закариадзе.

– Земляки, это же известный артист! Сейчас он снимается в нашем городе. Уже и в газетах об этом писали. Человек устал…
Однако в очереди, судя по всему, не было поклонников кинематографа. Речь «защитника» вызвала ещё больший гнев. Правда, теперь ругались уже на Ильинова, забыв о «наглом солдате». А тот, оторопевший от подобного приёма, что-то пробормотал по-грузински, махнул рукой и вышел из магазина, так и не утолив жажду…

«Отец солдата»

«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.

Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына. И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь…

Ну и что, что война… слушай, дорогой, он сына ищет… «сын мой, такой красивый, высокий. Фамилия Махарашвили».
Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!

Отрывок из фильма «Отец солдата» — Разговор с виноградной лозой


Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость… Георгия любят солдаты, может быть потому что он очень напоминает им их отцов.

«Отец солдата»

Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына. Многое приходится увидеть и перенести Георгию, он сам становится солдатом и только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен.

Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти. «Ночной поход, тащишь пулемет, а он помогает, подхватывает», – вспоминал сценарист. Даже такой эпизод в фильме, когда Махарашвили берет землю и говорит, что «пора пахать, сеять», был на войне. «Весна, проснулся и вижу – берет наш старик штык и ковыряет им землю, а после сажает зерно», – рассказывал Сулико Жгенти.

«Отец солдата»

Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и нес его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.
Вспоминал автор сценария, как весной 42–го у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу.

Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. “Весна идет, весна…” — пел старик, никого не замечая.
Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем. Воевал в морских десантных частях, был ранен и награжден четырьмя медалями. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.

«Отец солдата»

Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. На момент встречи с режиссером он уже был очень известным в Грузии актером. Играл большие трагические роли – короля Лира, царя Эдипа. Смотреть его приезжали со всего Советского Союза.

«Когда я прочитал повесть Сулико Жгенти, по которой поставлен фильм «Отец солдата», то на следующее утро пошел к Закариадзе, потому что сразу понял: роль Махарашвили – его и больше никого, – рассказывает Резо Чхеидзе. – Застал артиста в гримерке. Серго Александрович нехотя разрешил мне прочитать повесть, хотя терпеть не мог, когда ему мешали погружаться в образ.

Когда я дочитал до места, где Георгий доходит до Берлина и встречается там со своим сыном, который погибает, Закариадзе стал плакать навзрыд. Весь его грим потек, и я не знал, что сказать в утешение. Никогда не забуду слова Серго: «Неужели я буду таким счастливым человеком, что смогу играть эту великую роль?»

И я понял, что он будет сниматься. Кстати, руководство тогда было против Закариадзе. Мне ставили условия, что фильм должен сниматься без него. Мне пришлось настоять на его участии в фильме. Хотя, если сейчас на это посмотреть, то становится просто смешно – против кого они тогда боролись….

Бороться против Серго Закариадзе???… Великого актера, создателя великих и незабываемых образов…После смерти Серго Закариадзе я хотел смонтировать второй вариант, включить в ленту все нарезы, которые не вошли в фильм. Не из-за цензуры, а потому что материала был очень большим, и просто не умещался во временной формат. Но не удалось — материалы не сохранились.

«Отец солдата»

Тогда, через три–четыре месяца после выхода картины на экраны негативы смывались, потому что содержали серебро, а киностудия ежегодно должна была сдавать государству определенную норму серебра… Ничего не осталось».

Серго был необыкновенно ответственным. Раньше всех вставал утром и первый гримировался. В костюме Махарашвили спал, чтобы раньше всех отправиться на съемки. Военные баталии снимались далеко от гостиницы, где жили актеры. Но уже в шесть утра он сидел на первом сиденье возле шофера в автобусе и ждал остальных участников съемочной группы».

–По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».

«Отец солдата»

Одну из своих первых ролей в фильме «Отец солдата» сыграл Виктор Косых, только-только вошедший в мир кино (его первой ролью стала роль Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), а до знаменитой роли Даньки из «Неуловимых мстителей» было еще два года.

Премьера фильма состоялась во Дворце пионеров в Тбилиси.
Увидев, как сопереживают зрители героям, съемочная группа поняла: картина удалась. На широком экране фильм впервые показали 9 мая 1965 года. В финале, когда Георгий держит на руках смертельно раненного Годердзи и говорит: “Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать?” — весь зал плакал навзрыд. Картина имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, получила несколько наград, в том числе и премию “Капитолийский Юпитер”.

«Отец солдата»

Резо Чхеидзе: «Немногим героям фильмов у нас поставлены монументы. А в Кахетии до сих пор стоит огромнейший памятник отцу солдата Махарашвили, нашему главному герою. Это памятник всем тем мужчинам, женщинам, старикам, детям, которые победили в страшной войне XX века. В той деревне, где поставили скульптуру, 300 человек не вернулись с войны».

Простой кахетинский виноградарь, мудрый старик, отлитый в меди, возвратился навсегда на родную землю. Плащ и шлем погибшего сына держит он в руках. У ног 15-метрового великана стоят четыре бастиона — по количеству лет войны, по обеим сторонам — Стена Памяти и Стена Вечности, на которых высечены имена всех кахетинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, а в центре — Вечный огонь.»

Внизу на барельефе выбили имена всех жителей сел района, которые не вернулись с войны. В списке погибших большая часть носит фамилию Махарашвили.

Памятник Отцу солдата в Кахетии

Уменьшенная копия медной скульптуры стоит у режиссера фильма Резо Чхеидзе в кабинете. Режиссер снял более двух десятков фильмов, написал дюжину сценариев, а самой любимой у зрителей так и остается картина “Отец солдата”.

Реваз Давидович до сих пор, где бы ни появился, слышит: “Спасибо, батоно Резо, за фильм!” А Серго Закариадзе всесоюзная слава грела только шесть лет. В 1971 году актера не стало. Последней его ролью в кино стал маршал Блюхер в картине “Ватерлоо”. Панихида проходила в Театре Руставели. Когда пограничники внесли в зал венок с лентой “Отцу солдата от его сыновей”, никто из присутствующих не мог сдержать слез. Похоронили актера в Тбилиси, на горе Мтацминда, в Пантеоне.

Снятая на Грузии-фильм картина «Отец солдата», выглядит абсолютно русской по здоровому православному духу, вставая в один ряд на иконостасе военно-патриотической драмы с работами Бондарчука и Чухрая-старших. Трагедия войны, показанная через судьбу простого человека, есть наверное максимально правильная проекция того страшного времени. Где окопный быт — равен по тяжести изматывающей атаке, а блохи и вши поспорят в нещадности с самими «фрицами».

Конечно же Резо Чхеидзе, как истинный грузин, нашёл место и национальным нюансам, среди разрывающихся мин и взрывающихся танков. Виноградная лоза — стала тем традиционным мостиком, связывающим главного героя — с его родной землёй, ведь как говорят те самые «старые добрые советские грузины» — «Виноград — это человек!» Относясь ко всему живому с бережностью человека знающего цену труду и его плодам, персонаж великолепного Серго Закариадзе учит и молодых этому безграничному терпению, рождающему со временем мудрость.

Фильм произвел огромное впечатление не только на зрителей в СССР, но и на весь мир. Он был отмечен на международных кинофестивалях в Риме и Сан-Франциско, получил премию «Капитолийский Юпитер». Сергей Герасимов, который вел обсуждение фильма в Доме кино, сказал: «Я еще раз убедился, что грузины рождаются с киноаппаратом в руке.

Фильм молодого режиссера Резо Чхеидзе — это новый этап в развитии современного кино». Генерал-полковник Родимцев во время рассказа о штурме Берлина призывал в «свидетели» Закариадзе: «Вы же помните, как мы ворвались на Фридрихштассе, и вы смогли найти сына, увы, слишком поздно». Но Закариадзе не был в пылающем Берлине, ему не довелось выступать во фронтовых бригадах. Воспоминания генерала были образцом воздействия настоящего киноискусства. Закариадзе отдал образу сыгранного им Георгия Махарашвили все, что было накоплено за его долгую жизнь в искусстве.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий