Как создавался фильм «Овод». 1980г

Жанр: драма, экранизация
События телефильма разворачиваются на фоне революционно- освободительного движения – борьбы итальянских патриотов против австрийских оккупантов. В судьбе романтического юноши Артура Бертона немало неординарных событий – тайна рождения, предательство близких людей, инсценированное самоубийство, трагическая безответная любовь, пронесенная через всю жизнь…

1-я серия — «Память»; 2-я серия — «Джемма»; 3-я серия — «Отец и сын».
В фильме снимались: Андрей Харитонов, Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Ада Роговцева, Константин Степанков, Камен Цанев, Григоре Григориу, Г. Слесаренко, Стефан Добрев, Гиви Тохадзе, Картлос Марадишвили, Александр Заднепровский, Олег Чайка, Мирче Соцки-Войническу, Л. Гегучдзе, Валерий Шептекита, Светлана Янковская, Алексей Колесник, Ирина Скобцева, Петр Слабаков
Режиссер: Николай Мащенко
Премьера фильма состоялась 3 ноября 1980г
Награды:
1981 — Главный приз фестиваля «Золотая нимфа» (Монте-Карло) — А. Харитонову за исполнение главной роли
1982 — Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко — Режиссёру Н. Мащенко, исполнителям главных ролей А. Харитонову и С. Бондарчуку

В фильме использованы фрагменты из музыки Моцарта и Генри Пёрселла


Когда в 1980 году, на экраны страны вышла кинокартина «Овод» – это стало настоящим событием для всего отечественного кинематографа. Многие молодые юноши и девушки, находясь под огромнейшим впечатлением от нового фильма, радовались появлению в кинематографе молодого талантливого актера блестяще сыгравшего главную роль.

«Овод»

А еще радовались, что известный к тому времени режиссер, за творчеством которого особенно следили после выхода любимой многими картины «Как закалялась сталь», уже в который раз не ошибся в выборе исполнителя, подтвердив тем самим свой принцип – не приглашать на главную роль «раскрученного» артиста.
Фильм «Овод» не оставил тогда равнодушными огромное количество кинозрителей. Об этом свидетельствуют множество писем, которые получали его создатели буквально со всех уголков тогдашнего Советского Союза.

А сколько вышло рецензий! Они появляются даже в наши дни, спустя много лет с момента выхода картины на экраны. Так, совсем недавно, в газете «МК в Украине» Неля Холодная в частности, написала: «Ведь даже после многократного просмотра невозможно избавиться от назойливой, как июльская муха, мысли, что кто-то специально прилетел к нам с Марса или Плутона, чтобы создать этот шедевр. Просто в голове не укладывается, что такую мощную вещь создал обычный, земной человек…».

«Овод»

А создал эту вещь выдающийся кинорежиссер, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, академик АИ Украины Николай Мащенко.
Когда он приступал к съемкам своей картины, на экранах страны уже во всю шел фильм «Овод» 1955 года выпуска, режиссера А. Файнциммера, с Олегом Стриженовым в главной роли.

Но Мащенко захотел экранизировать роман по-другому, ему уже в самом начале было отчетливо ясно, что и ставить фильм, и играть в нем надо не просто иначе, чем в предыдущей экранной версии «Овода», а непременно обстоятельней, исторически достоверней, что, безусловно, сопряжено с множеством самих разнообразных проблем.

«Овод»

И первая, самая сложная из них была проблема выбора актера на главную роль. Ведь образ Артура-Овода не только исключительно емок, но и сложный, глубокий, волнующий. И Мащенко принципиально не хотел приглашать на эту роль известного актера. Ему всегда было интересно открывать новые имена. Потому, когда режиссёр съёмочная группа уже приступили к съемкам, у них еще не было кандидатуры на главного героя.

И где же режиссёр нашёл артиста на роль Артура? В одном из киевских ресторанов. Мащенко зашёл туда с коллегами после долгих, изнурительных кинопроб. Они только сели за столик, чтобы выпить по рюмке, как вдруг увидели: идет молодой, высокий парень необыкновенной, какой-то дивной красоты. Режиссёр позвал его к своему столику, налил ему и себе по рюмке водки, и в тот момент отчетливо понял, что главный герой в картине уже есть.

Отрывок из фильма «Овод» — Отец и сын



Тогда Андрей учился на третьем курсе Киевского театрального института им. И. Карпенка-Карого и в кино еще не снимался. Позже Мащенко увидел его в студенческом спектакле «Гамлет», и он буквально поразил его своей одухотворенностью, глубиной чувств и переживаний.
Харитонов беспрекословно выполнял все задачи режиссера поставленные на съемочной площадке.

«Овод»

Какие только награды и призы Андрей не получил за эту работу! На кинофестивале «Молодость-80» – приз ЦК ЛКСМУ. В 1981 году на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло удостоился престижного приза «Золотая нимфа» за лучшую мужскую роль. А через год стал лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.

После получения «Нимфы» Харитонов вместе со своей мамой пришел к Мащенко домой. Они принесли дюжину шампанского, и его мама благодарила режиссёра, что он отговорил ее не увозить сына из Киева в Москву. Ведь она очень хотела, чтобы Андрей учился в Москве. Откуда ей было знать тогда, что сын станет знаменитым именно в Киеве.

«Овод»

Когда Мащенко пригласил Сергея Федоровича Бондарчука на роль Монтанелли, честно говоря, он не был уверен, согласится ли тот. Ведь Бондарчук тогда ставил спектакль «Борис Годунов» в софийском театре имени Ивана Вазова и готовился к съемкам фильма «Десять дней, которые потрясли мир». То есть был очень занятой человек.

Но когда он серьезно изучил сценарий «Овода», то дал Мащенко телеграмму такого содержания: «Согласен с вами, время требует нового прочтения замечательного романа, с волнением приступаю к работе над образом Монтанелли». И уже при первой встрече с Бондарчуком режиссёр убедился, как кропотливо готовился тот к роли. В сценарии было множество пометок и замечаний, и к тому же, он всю роль переписал от руки.

«Овод»

Да еще, в отдельном блокноте подробно изложил всю линию развития образа, описал его действия до мельчайших подробностей, сделал множество зарисовок. Он ведь прекрасно рисовал. И таким образом, можно сказать так: Бондарчук-режиссер пришел на помощь Бондарчуку-актеру.
Сергей Федорович всегда отличался своей доброжелательностью.

Во время первой встречи с никогда не снимавшимся студентом Андреем Харитоновым он вел себя настолько просто и непринужденно, без малейшей тени величия, что это сразу же создало удивительно искреннюю атмосферу, в которой было легко работать и молодому артисту и режиссеру фильма. Бондарчук был внимателен, горячо заинтересован в судьбе дебютанта, верил в него, хотя первые репетиции и не давали для этого особенных оснований. Потому Сергей Федорович старался помочь молодому актеру.

«Овод»

К примеру, Андрей долго не мог понять сцену, когда Овод бросает Монтанелли: «Не мир, но меч!». Тогда Бондарчук сел в кресло Овода и буквально преобразился на глазах. Иначе зазвучал голос, появилась хрипота, весь он стал нервным, подвижным, ядовитым и трогательным, злым и необыкновенно нежным.

Это помогло Харитонову проникнуть в суть данной сцены, и, в результате, сыграть ее хорошо. Ну, а сам Сергей Федорович отдавался работе над своей ролью в полную силу. Во время съемки финальной сцены он так проникся ею, что от волнения даже потерял сознание. Потом его два дня приводили в чувство. Жена актера Ирина Скобцева привезла какие-то мази и натирала ими ежедневно своего супруга.

«Овод»

В этом фильме, помимо уже знаменитого Бондарчука, снималось целое созвездие прекрасных актеров. Среди них: Анастасия Вертинская, Ада Роговцева, Константин Степанков, Ирина Скобцева. Многие думают, что таким «звёздам» трудно работать вместе на одной съёмочной площадке, но все они вспоминают, что съёмки фильма шли в прекрасной и дружеской атмосфере. И все они помогли молодому Харитонову создать такой живой образ своего героя. Ведь образ Артура-Овода очень емок. Актер, по сути, создал три образа, да еще каждый с разными гранями.

Вот юный романтичный Артур, гибкий и пластичный, с лучистыми глазами, нежный и одухотворенный. Этот же человек через три десятилетия под именем Риварес – постаревший, с обезображенным лицом и искалеченной жизнью, потерявший любимую женщину и отца. И он же – журналист Овод, острый на язык, ироничный и мудрый, чье перо смертельнее пули.

«Овод»

Именно съёмки в фильме Овод убедили Андрея, что он сделал правильный выбор, что решил стать актёром, ведь изначально он собирался поступать в художественный институт, на архитектурный факультет, потому что с детства любил рисовать. До сих пор он с уважением вспоминает о совместной работе с А.Вертинской, которую называет не иначе как «величайшая женщина Анастасия Вертинская» и позже сам снял её в своём триллере «Жажда страсти».

Первый съёмочный день фильма совпал с днем рождения Харитонова. Тогда его, в одном из павильонов киностудии имени Довженко, приковали цепями к так называемой пещере. И вот в таком положении снимали несколько часов подряд.

У Андрея аж синяки на руках появились. И даже когда вся съемочная группа ушла на обед, он остался в цепях. Николай Павлович предлагал и ему пойти с ними, но Андрей отказался потому, что потом надо было несколько часов его заковывать обратно. И вот когда его, окутанного цепями, увидела мама, которая пришла поздравить своего сына с двадцатилетием, она была в ужасе. Николаю Павловичу пришлось прочитать ей лекцию о нелегкой актерской профессии. Словом, еле ее успокоили.

Из интервью с А. Харитоновым :
«Мне часто говорят, что, мол, я лучше «Овода» за свою актерскую деятельность так ничего и не сыграл. Я на это всегда отвечаю так, что если актеру хоть один раз в жизни представится создать подобный образ, значит, жизнь его прожита не напрасно. Ведь это штучная роль, и такие роли вообще можно пересчитать по пальцам.

Роль Овода это такая высота, достигнув которой уже ничего не страшно в нашей профессии. А знаете, почему и сегодня с интересом смотрят этот фильм? Потому, что Овода невозможно воспринимать только, как лицо историческое. Он современен, и многие из тех идеалов, ради которых Артур пожертвовал жизнью, и в настоящее время не утратили своей ценности».»

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий