Ростислав Плятт

Ростислав Плятт

Ростислав Плятт родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону.
Его отцом был адвокат Иван Плят. Мама Зинаида Павловна Закаменная была украинкой из Полтавы. В 1909 году его отец по совету врачей перевез семью в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. А когда она умерла, Ростислав с отцом в 1916 году переехали в Москву. Хотя бабушки Ростислава хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.

Ростислав Плятт с мамой

«Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва, — вспоминал Плятт. — Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».

Ростислав Плятт

С 1916 года Ростислав учился в девятой московской школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й студий МХАТа.

Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе — драмкружком руководил Владимир Фёдорович Лебедев. Известный артист Московского Малого театра распознал в своём ученике основную сторону его таланта — склонность к комическому.

Ростислав собирал рецензии и программки, ежедневно пытался протиснуться без билета во МХАТ. Однажды в своей квартире юный Плятт открыл дверь и не поверил глазам: на пороге стояли артисты его любимого театра.

Оказывается, они пришли к отцу просить о юридической помощи. А дело вот в чем: автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и ее коллеги, обиделась. Артист Ключарев встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом: Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход. Правда, в труппу его не взяли, но посоветовали поступать в студию Юрия Завадского.

В 1926 году он поступает в студию Юрия Завадского, с которым в дальнейшем будет связан всю свою творческую жизнь.


Ростислав Плятт

Театральный псевдоним позже Ростислав себе придумал, прибавив одну букву к фамилии и изменив отчество.
В 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» по рассказам Б. Лавренева, где Плятт сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу в 1933 году и в «Школе неплательщиков» Вернейля в 1935 году.

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш»

В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. Это произошло не случайно. В то время в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова — на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов.

В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре им. Ленинского комсомола, где сыграл роль Крогстада в «Норе» Ибсена. Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина в «Парне из нашего города» в 1941 году.
Плятту исполнилось 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Благодаря роли эпизодического персонажа в популярном детском фильме «Подкидыш» (История создания фильма)., исполненной в 1939 году актер сразу стал известным.

Плятт добился признания, играя в кино роли второго плана, став одним из самых известных советских актеров. Он поздно пришел в кинематограф, поскольку много играл в театре. Ввел тридцатилетнего актера в мир кино Михаил Ильич Ромм.

Ростислав Плятт и Рина Зелёная

Фильм, в котором Плятт дебютировал, видели все в Советском Союзе. Эта картина называлась «Ленин в 1918 году». Небольшой эпизод, где Плятт сыграл некоего товарища Иванова, был вырезан, так как собеседником товарища Иванова был Сталин. Поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм «Подкидыш». В нем Плятт решал сложнейшую творческую задачу. Его партнершей была талантливая, но своенравная маленькая девочка, достававшая своими выходками всю съемочную группу.


Ростислав Плятт

Плятт тяготел к характерным ролям. Именно таким он был в «Весне» — худой, эксцентричный актер, с яркой пластикой, с «нездоровой» тягой к отрицательным персонажам и выразительному гриму. Его Бубенцов — воплощение самоуверенного, непробиваемого и самовлюбленного хамства.
Со временем у Плятта изменилась внешность. Из худого юноши он превратился в грузного человека с интеллигентной внешностью и добрыми глазами.

Те немногие роли, что достались ему в кино 60-х, как правило, эксплуатировали именно внешние данные – например в «Деловых людях». В 1965 в фильме «Иду на грозу», открывшем эпоху оттепели в кинематографе, Плятт сыграл абсолютно положительного героя — советского ученого старой школы, беззаветно служащего науке и людям.

Надо было быть Пляттом, чтобы профессор Данкевич на экране получился личностью, а не плакатом, ибо абсолютно положительным героям в кинематографе катастрофически не везло с воплощением.

В 1970 году в фильме «Судьбе резидента» он без всякого грима, на той же самой интеллигентной благообразной внешности, на тихом голосе, мягкой манере говорить показал умного, неброского и мерзкого героя.

Но самый известный персонаж Ростислава Плятта — это скромный пастор Шлаг из «17 мгновений…» во многих отношениях был и остался фильмом уникальным. В частности, герой Плятта — первый положительный образ священника в советском кинематографе. Причем — абсолютно положительный.
Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг.

Ростислав Плятт и Фаина Раневская


Однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много — все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.


Ростислав Плятт


Плятт поразился: «Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь — ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно».

Он помогал не просто деньгами — за «брата-актера» он был готов обивать начальственные пороги. Он многим «выбил» квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.
Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, но его личная жизнь складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Плятта Георгия Бахтарова, «Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной — рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!».

Вера Марецкая — знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст. «Слишком поздно начинать новую семейную жизнь», — ответила она. Зато в работе проблем с отношениями не было/

Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актера очень трогательно относился к Фаине Раневской: «Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости».

Ростислав Плятт


Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире — хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: «Как он может так жить?».

К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре – солдат».

В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать.

– Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, – вспоминал Павел Хомский, – Но Плятт мне ответил: «А как же я на поклоны выйду?». Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни.

Ростислав Плятт ушел из жизни 30 июня 1989 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы сайта http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=133

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий