Валентина Владимирова

Валентина Владимирова
Валентина Дубина (Владимирова) родилась 22 ноября 1927 года в селе Васильевка на Украине.В ее бедной семье дети голодали, одевались во что придется.

Во время войны Валентина жила на территории, оккупированной фашистами. В это время в чудесный звонкий голос Вали добавилась хрипотца. Оккупировавшие деревню немцы отобрали у жителей все, зимой поснимали с ребятишек валенки, Валюша бегала босиком по снегу – вот и результат. В 1944 году, после освобождения от фашистской оккупации, девушка вместе с земляками строила избы, пахала в поле, ухаживала за скотиной. После войны переехала в Харьков и поступила в Инженерно—экономический институт. Там же впервые оказалась в театре как зритель и поняла, что выбрала не ту профессию.

Валентина Владимирова

Проучившись два года на экономиста,она уехала в 1951 году в Москву и поступила во ВГИК, где училась в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Во время учебы Валентина Дубина познакомилась со своим будущим мужем — оператором Валерием Владимировым. Вместе они прожили 39 лет, и в этом браке у них родилась дочь Оксана.

– Родная фамилия Вали – Дубина, с ударением на второй слог, – вспоминает однокурсница актрисы Татьяна Конюхова. – По этому поводу у нас много ходило шуток! Во ВГИКе она вышла замуж за студента операторского факультета Валерия Владимирова и с облегчением сменила фамилию. Преподаватели чуть не на коленях уговаривали ее остаться Дубиной, но она – ни в какую!

Валентина Владимирова


На третьем курсе в группу пришла Надежда Румянцева, которую выгнали из ГИТИСа за съемки в кино. Владимирова первая предложила свою дружбу новенькой, поразив ее своей добротой, они стали близки на долгие годы. А с Ниной Сазоновой они сдружились, встретившись в фильме «Женщины».

– Валентину обожали все съемочные группы! – вспоминала Сазонова. – А секрет прост: на съемки она всегда приезжала с домашней едой и обязательно добавляла несколько бутылок домашнего самогона. Валя отлично готовила, редко ее можно было увидеть без домашних вареников в горшочке или пирожков.
После окончания ВГИКа в 1955 году Валентина Владимирова устроилась на работу в труппу Театра—студии киноактера.

Валентина Владимирова рассказывала:

«Как только я закончила ВГИК, Александр Петрович Довженко пригласил меня сниматься в своем фильме «Поэма о море», сказав при этом фантастическую по нынешним временам фразу: «Вы будете у меня сниматься. Прочтите сценарий и выберите себе роль». На следующий день я пришла и сказала, что хотела бы сыграть Марию Кравчину.

К моему крайнему удивлению, Довженко согласился, и с его легкой руки я начала свою работу в кино ролью матери четырех детей. Так дальше и пошло: в каждой роли дети, гуси, коровы, трактора, хозяйство, заботы. Можно было отнестись к этому враждебно, как к вопиющей несправедливости — мол, что это они мне предлагают коров да гусей.

Но я почему—то сразу подумала, что роли мои не случайные, и не пыталась возвыситься над ними в мечтах о прекрасном актерском будущем, которое ждет меня впереди, а старалась соотнести эти роли с собой, со своими актерскими данными. Старалась понять закономерность их появления именно в моей творческой судьбе и многое узнала о себе — о своих внешних данных, о своих жанровых возможностях.

Валентина Владимирова с дочерью Оксаной

Так, с того далекого времени я привыкла трезво смотреть на себя, не слишком обольщаться, не ждать приглашения на роль леди Макбет или Марии Стюарт, но с огромным удовольствием и без разочарований делать то, что мне предлагают, отдавать своим маленьким ролям все, что я сегодня знаю и умею, ничего не пряча и не откладывая «на потом», на случай какой—нибудь невероятной роли.

И думаю, что именно поэтому сам процесс творчества приносит мне подлинную радость, когда задуманное на экране получается, или искреннее огорчение, когда вижу, что не дотянула, когда хочется что—то исправить, сделать иначе, интереснее, глубже. Иными словами, радость творчества со всеми его победами, неудачами в полной мере знакома мне, чего, думаю, никогда бы не произошло, займи я позицию вечного ожидания, пока еще не подоспели главные роли.

Валентина Владимирова

К тому же хочу заметить, что хозяйство и вечные хлопоты не столь однообразный набор характеристик, если они, конечно, не становятся главным и единственным в образе, если за ними открывается еще и характер. А я всегда стремилась именно к этому, к обнаружению в роли человеческой сути, жизненной достоверности.

Вот, к примеру, Руфина из ленфильмовской картины режиссера Л. Менакера «Молодая жена». После смерти сестры она забирает свою племянницу к себе, так как считает, что с родной теткой, да еще в отдельной квартире с горячей водой, девочке будет гораздо лучше, чем в доме родного отца, который женился на молодой девушке. Эту девушку играет очень интересная молодая актриса Анна Каменкова.

Валентина Владимирова

Руфина в сценарии кажется несколько грубоватой и прямолинейной. Но на самом деле это совсем не так. Мне очень хотелось, чтобы в финале, когда моя героиня то ругается, то плачет от отчаяния, от бессилия и страха потерять девочку, зритель, может быть, неожиданно для себя, увидел в ней безмерно одинокую, тоскующую по теплу и ласке, по семье женщину, которая уже почти не верит в возможность своего счастья. А счастье для нее именно в ощущении нужности, необходимости своим близким, в хлопотах и заботах о них.

Валентина Владимирова

В ней живет неудовлетворенная потребность быть верной и преданной родным людям. В общем, все то, что в достатке было у моих прежних героинь и что, казалось бы, лишало их покоя, делало их заполошенными, придавленными бытом, на самом-то деле и было тем, подлинным женским счастьем, которого оказалась лишена Руфина.

Таким образом, в «Молодой жене» я, как бы от противного, вновь попыталась прийти к утверждению тех нравственных ценностей, тех душевных качеств, которые, на мой взгляд, столь важны для понимания характера русской женщины. И для меня уже было не столь существенно отсутствие в картине раздольного деревенского пейзажа, по-актерски привычного и располагающего к эмоциональному свободному движению в роли, — я сравнительно легко применилась к необходимости играть «по-городскому».

О героинях Валентины Владимировой принято писать «простые женщины». Но актриса умеет раскрыть человеческую сложность своих обычных и неброских героинь, выявить в них высокое нравственное начало.


Валентина Владимирова в фильме «Белый Бим,чёрное ухо»

В картине «Все начинается с дороги» она играет Екатерину Ивановну. Казалось, актриса могла с присущей ей достоверностью сыграть просто быт, подкупить зрителя точностью деталей, искренностью, обаянием. Могла, но пошла дальше. Могла бы сыграть Екатерину Ивановну заведомо «отрицательной» (сценарий давал тому основания), но она уходит с торной дороги, сознательно отказывается от упрощения, от облегченного варианта.

Достаточно вспомнить работы актрисы, укладывающиеся в какие-то мгновения, чтобы найти в них реальное подтверждение ее словам. Солдатку Анисью в «Виринее», искреннюю и легкомысленную, щедрую и лукавую, добрую и лживую, правую и неправую. Или Таисию Гавриловну в фильме «Прыжок на заре», в котором задумчиво, задушевно, с оттенком мягкой грусти Владимирова в дуэте с актером В. Кашпуром рассказала о неожиданной, поздней и чистой любви двух немолодых людей.

Или Саврасову, мать трагически погибшего юноши в картине «Я его невеста», где от полного неприятия, почти ненависти к невесте того, кого обвиняют в убийстве ее сына, Саврасова приходит к состраданию и поддержке.

Валентина Владимирова

В 1976 году режиссер Станислав Ростоцкий предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо».)История создания фильма) Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.

В последние годы Владимирова часто жаловалась друзьям, что прожила жизнь напрасно. В 1992 году, не в силах смириться с тем, что творилось в её родном Театре-студии киноактёра, она подала заявление об уходе. Окончательно подкосила Владимирову смерть мужа. Много лет она выхаживала его после инсульта, превратившись в терпеливую сиделку.

– Вы просто не представляете, что она для него сделала, он был в таком состоянии, что никто уже не надеялся, – вспоминала Румянцева. – И вот все уже было хорошо, он стал ходить, говорить и захотел сесть за руль. Сказал ей: «Я только немножко, туда и обратно». Туда он уехал, а обратно – не вернулся. Валю это просто убило! Она потеряла стержень.

После пережитого актриса решила отречься от мирской жизни, но не ушла в монастырь, а уехала в деревню, где приобрела дом. Жила она там и зимой, и летом. Телефона в деревне не было. Многие знакомые ее потеряли, кто-то даже считал пропавшей без вести или умершей.

– А она жила в этой деревеньке, сама колола дрова, сама сажала огород, ходила в несусветную даль за водой, – рассказывала Румянцева, которая единственная поддерживала связь с актрисой. – Хорошо, что там хоть были соседи.

23 марта 1994 года Валентина Владимирова умерла в своем доме в Подмосковье. Ее тело нашла соседка — Валентина Харлампиевна тихо сидела за столом, и казалось, что она просто уснула… Коллеги и поклонники актрисы узнали о ее смерти лишь спустя несколько месяцев после похорон.

Валентина Владимирова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий