Олег Борисов

tlBsP

Родился в Приволжске Ивановской области. Отец — директор сельхозтехникума. Мать — агроном.

Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.

Олег Борисов

В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.

В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы — например, принц Гарри в «Короле Генрихе IV» В.Шекспира, Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по М.А.Шолохову, Сиплый в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского.


В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года — в Центральном театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора Павла в «Павле I» Д.С.Мережковского. С 1991 — художественный руководитель и едущий актер Театра «Антреприза Олега Борисова» (Москва).

В кино — с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма «Стежки-дорожки» (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.

Олег Борисов

Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского «Мать». И только через пять лет в кино сыграл свою первую главную роль в картине «За двумя зайцами» (История создания фильма)(1961) — незадачливого плута Голохвостого.

Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить — и смешно, и зло. Он играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль… Наверное, только пустую веселость он бы сыграть не сумел. Но его «веселый талант» остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарев в «Женитьбе». Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся в цинизм одиночество. Чаще использовали его «рефлектирующий талант» в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо отметили его игру в картине «Рабочий поселок» Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году.

В персонажах актера всегда жил потаенный бунт — противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность.

Олег Борисов

Так произошло в картине «Балтийское небо» (1961) в роли летчика Татаренко, которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.

Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.


Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988).

В картине «Остановился поезд», исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла нравственность — так играл Борисов.

Олег Борисов

Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется «опереточный Достоевский». И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.

Олег Борисов


В «Параде планет» Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой «почти фантастической истории». «Накрытые ракетной установкой» во время военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в «духов», встречались с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися к историческому, современному, общечеловеческому опыту.

Наконец в фильме «Слуга», Борисов создал партократа Гудионова, одного из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов получил в 1989 году «Нику» в номинации «Лучшая мужская роль».

Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Странно только — почему ему все-таки в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж «Слуги», и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает «правду», а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в «Проверке на дорогах» (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким нас учили другие комиссары.

Хотя, конечно, и эта «концепция» не выдержит проверки «на Борисове»: был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина «Дневник директора школы» (1975), была картина «По главной улице с оркестром».

Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти.

Олег Борисов

В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя.

Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, — так играл Борисов, несколько варьируя привычные представления об этом герое.

Олег Борисов


Почти безумен был в решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация «Женитьбы» — 1977, снятая Виталием Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега Борисова — Версилов в многосерийном телефильме «Подросток» (1983) по роману Достоевского.

Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм — и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, — все сошлось в Версилове Олега Борисова.

Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968), Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьевым «Острове сокровищ» (1982).

В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все — в том смысле, что на Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла «любовь», Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.

Олег Борисов

Олег Борисов


Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске» — роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения.

С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не «пропустили» Олега Ивановича и в михалковскую «Родню». А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова — Борисов! На «Мосфильме» не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.

Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно «старея» по пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, — все равно они были «над» (или «за»). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.

Олег Борисов с братом,Львом Борисовым

Олег Борисов с братом,Львом Борисовым


Жена Олега Ивановича — Алла Романовна Борисова (в девичестве — Латынская), много лет проработала главным редактором творческого объединения «Телефильм» киностудии «Ленфильм».

Алла Романовна: «Вместе мы прожили 40 лет — легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше — очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов!

Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы — 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои «фирменные» праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал.

Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актер Актерыч», — ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах…»

В 1956 г у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий — режиссер телефильма «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартины «Мне скучно, бес» с отцом в главной роли.

Олег Борисов писал дневники — целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать». Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова — книга «Без знаков препинания» — увидела свет. Название для будущей книги-дневника он придумал сам.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий