- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

Игорь Ильинский

[1]

Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного и Малого театров. Когда исполнилось шестнадцать лет, он поступил учиться в студию Комиссаржевской. Шел семнадцатый год, решалась судьба страны, решалась и судьба молодого Ильинского. Уже через пол года он дебютировал на профессиональной сцене в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы Ф. Комиссаржевский.

Первая театральная роль И.В.Ильинского — Старик в спектакле «Лисистрата» Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он играл Селима в спектакле «Похищение из гарема», Антонио в «Женитьбе Фигаро» и др.

[2]

Игорь Ильинский

Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно, поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре «Летучая мышь» (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра…

В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.

В театре Мейерхольда он проработал более десяти лет. Участвовал в спектакле «Зори» Верхарна (фермер Гислен), «Великодушный рогоносец» Кроммелинка (Брюно), «Свадьба Кречинского» (Расплюев) и др. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (играл Тихона в пьесе «Гроза» А.Островского), 1-й Студии МХАТа (Грумио в «Укрощении строптивой» В.Шекспира).

Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству — Игорь Владимирович…

[3]

Игорь Ильинский

Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине «Аэлита». А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех. Он снимается в эксцентрической комедии всё того же Протазанова — «Закройщик из Торжка». Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.

В следующем, 26-м году, выходит аж три картины с участием Ильинского! Зритель влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.

Яркость образов граничит с цирковым размахом. То ли великий клоун, то ли великий акробат… «Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины, на скачущей лошади, плавать в море», — писал актер. Многие гэги и трюки актёр придумывает сам. Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны. Он уже не только и не столько смешит зрителя, сколько заставляет его сочувствовать своему герою.

[4]

Игорь Ильинский

Но кино давало простор не только для кульбитов и многочисленных гэгов. Главным оружием Ильинского был крупный план. Незабываемые выражения лиц героев, гримасы, сменяемые с завидной быстротой. Или просто одна поднятая бровь — и уже смешно…

Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой. В основном это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хочет большего. Это чувство неудовлетворённости сделанным свойственно большим художникам. И оно никогда не оставляло Ильинского. Наступает творческий кризис.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда. Пять лет не снимается в кино.


[5]

Игорь Ильинский

Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров едко замечает: «Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!». Но Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти. Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в «Горе от ума»… Будет сам ставить спектакли.

Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии «Волга-Волга» (История создания фильма) [6]. Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное качество Бывалова — неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания. Но убедительнее всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой.

[7]

Игорь Ильинский

Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи — маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для него послужила грациозная и зажигательная героиня Любови Орловой, которая стала его партнершей. Он решил создать резко контрастный образ, что ему блестяще удалось.

Все свои трюки Ильинский выполнял сам. И этот знаменитый прыжок с верхней палубы тоже. Причём Александров первоначально хотел, чтобы актёр прыгал с нижней. Но тот себе на голову (думая, что прыгать будет дублёр) пошутил: «Подумаешь, вот с верхней было бы эффектнее!». «Когда я поднялся наверх, — вспоминал позже актёр, — в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало… Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать…»

За эту роль Ильинский получает Государственную премию и новую волну народной любви. Она же, возможно, спасает актёра и от лагерей. Сталин смотрел фильм шестнадцать раз. На дне рождения Молотова он бросил актёру: «А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймём друг друга».
[8]

Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино.

Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени от комедии требовали не обличения, а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта Ильинского. Единственная его работа того времени — небольшая роль в комедии «Преступление и наказание» по сценарию М. Зощенко — не увидела экрана. В связи с известным постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу.

В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на радио, где добивается постановки «Вани» по пьесе В. Маяковского, в которой вновь играет бюрократа. Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом.

Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Волки и овцы» А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.

[9]

Игорь Ильинский в фильме «Карнавальная ночь»

В середине пятидесятых годов Ильинский наконец получил возможность сняться в картине. Это была легкая комедия «Безумный день». Однако созданный Ильинским образ отдыхающего Зайцева оказался всего лишь повторением того, что им было сделано двадцать лет назад.

По настоящему звездную роль в кино после «Волги-Волги» Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в роли бюрократа Огурцова.

Вспоминает Эльдар Рязанов: «Снимать самого Игоря Ильинского в «Карнавальной ночи» я не собирался — робел, понимал, что корифей меня просто задавит. И когда Пырьев предложил его на роль Огурцова, я запаниковал: он же мой кумир с детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой чаше весов — я, снимающий свою первую игровую картину!

[10]

Игорь Ильинский

Ильинский читал сценарий, а я мечтал, чтобы он отказался. Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил — был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства. Немного поговорили о Бывалове, и я понял, что мы единомышленники. Партнером Ильинский оказался прекрасным — совсем лишен гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьезно относиться к профессии режиссера, и это именно он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте, положении, возрасте, и я открыл в нем еще один талант, которым обделены столь многие, — талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии».

[11]

Игорь Ильинский

Без этой картины долгое время не обходился ни один Новый год в нашей стране. Появилась целая народная традиция: 31 декабря с друзьями или с семьёй обязательно смотреть по телевизору «Карнавальную ночь». Это была третья волна (после «немого» периода и «Волги-Волги») народной любви к Ильинскому.

Но сам мастер не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их крутили по телевидению, часто просил выключить «этот балаган». Он продолжал искать, хотеть чего-то большего, чего-то иного, серьёзного. И судьба вознаградила его.

В 62 году он вновь снимается в картине Эльдара Рязанова. В бессмертной «Гусарской балладе» (Как снимали фильм) [12] он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе «Война и мир» И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма.

[13]

Игорь Ильинский

Вспоминает Эльдар Рязанов: «К 150-летию Бородина я затеял поставить «Гусарскую балладу». Но в Минкульте сочли пьесу Гладкова легкомысленной для юбилея. К тому же роль Кутузова я предложил Ильинскому — это вызвало на студии шок: когда появится такой Кутузов, говорили мне, зрители покатятся со смеху! Дальше — больше: сам Ильинский категорически отказался: «Я ж намного моложе тогдашнего Кутузова!». Но я был уверен в своем выборе и сказал Ильинскому, что вся студия мечтает видеть его в этой роли.

А на студии сокрушался, что никого не могу найти достойного. Так удалось снять с Ильинским эпизод проезда фельдмаршала перед войсками. А потом снег стаял, и переснимать было уже невозможно — студия оказалась перед свершившимся фактом. А Ильинский увлекся и играл с удовольствием. Он вызывал не только смех, но, мне казалось, и любовь, что не помешало Министерству культуры заключить, что я оклеветал образ великого полководца. Фурцева потребовала все переснять, и юбилейный показ картины был отменен.

Тем бы все и кончилось. Но за неделю до Бородина картину захотели посмотреть в газете «Известия», где редактором был Аджубей, зять Хрущева. Я напялил галстук и помчался на Пушкинскую. Там никто еще не знал о решении Фурцевой и о том, что Ильинский оскорбил Кутузова. Аджубей привел восьмилетнего сына, но, как только на титрах запели «Давным-давно», тот закричал, что не хочет это смотреть. Главный редактор взял его за руку и покинул зал, и я понял, что это конец. Происходящее на экране теперь казалось мне омерзительным. Все смеялись и после просмотра поаплодировали, но сплавивший сынишку и вернувшийся Аджубей ничего не сказал.

[14]

Игорь Ильинский

А вскоре в «Неделе», приложении к «Известиям», появилась рецензия Натэллы Лордкипанидзе — она фильм хвалила и особенно отмечала замечательную игру Игоря Ильинского. И сразу все пошло как в сказке. Не думаю, что это случилось бы, появись рецензия в другой газете, но на выступление известинской «Недели» реакция была молниеносной: уже через день на фронтоне кинотеатра «Россия» красовалась афиша моей картины, и на ней победно улыбался фельдмаршал Кутузов — народный артист Игорь Ильинский».

На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев. Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», а также Акима в пьесе Л. Толстого » Власть тьмы».

В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».

Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами Л. Толстого в пьесе «Возвращение на круги своя» И. Друцэ и Фирса в пьесе А. Чехова «Вишневый сад». Любители театра до сих пор помнят также игру Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н. Гоголя «Ревизор», где артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего.

А под самый конец жизни в Малом театре создаёт образ Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друцэ «Возвращение на круги своя». Это действительно было возвращение на круги своя. Всё началось с театра. Им и закончилось. Последняя роль в кино сыграна Ильинским в 71 году. Их орбиты больше никогда не пересекались. А ведь впереди было ещё долгих 16 лет жизни!

В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио — его приводили в студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался: немощь исчезала, наступало чудо театра — Игоря Ильинского заменял его персонаж…

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [15]
  • Мой Мир [16]
  • Facebook [17]
  • Twitter [18]
  • LiveJournal [19]
  • В закладки Google [20]
  • Яндекс.Закладки [21]
  • Memori.ru [22]
  • Сто закладок [23]
  • Одноклассники [24]