Владимир Басов

Родился 28 июля 1923 года в городе Уразове, Курская губерния, РСФСР, СССР (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области).
Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город.

Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие до­кументы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Ушёл, твёрдо уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его радужные планы внезапно вмешалась война. Владимир Басов ушёл на фронт в 1942 году. Войну он закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.

В 1947 году вновь пришёл во ВГИК и поступил на режиссёрский факультет (мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма).

Владимир Басов окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская М.Ромма и С.Юткевича).
С 1952 — режиссер и актер киностудии «Мосфильм «.
Как актер дебютировал в фильме «Школа мужества» — 1954 (эпизод), исполнил более 80-ти ролей в кино.

Владимир Павлович — выдающийся острохарактерный артист, талантливый режиссёр, один из самых загадочных и непонятых мастеров кино. Создал галерею типов, характеризуемых словом «странный».

Для большинства зрителей Басов, прежде всего — актёр. Актёр яркий, заразительно смешной и непредсказуемый. Его появления на экране, за редким исключением, были краткими, секундными, но всегда «выстреливали» в десятку. Первым таким стопроцентным попаданием в цель стала роль полотёра в фильме «Я шагаю по Москве». Возник этот персонаж случайно. В фильме не было критического отношения к жизни, модного в то время.



Это отметили многие критики еще до выхода картины, разругали сценарий, так что роль недовольного всем полотера пришлось сочинять буквально на ходу в разгар съемок. Случайно по студии проходил Владимир Басов, его попросили помочь сыграть эпизод, и Басов согласился. Таким образом в кино пришел выдающийся комический артист.

Пластичный, высокий (если не сказать «вытянутый»), носатый, он моментально приковывал к себе внимание, а его тоскливые глаза и не всегда понятные «глубокие» высказывания наводили на желание задуматься о биографии этого нелепого персонажа. Таким Басов был в фильмах «Тридцать три» (директор музея), «Большая перемена» (фотограф), «Москва слезам не верит» (гость), «Ищите женщину» (клиент).

Великолепные актёрские данные Владимира Басова использовались самыми разными режиссёрами в самых разножанровых картинах. Он был великолепен в экранизациях классики («Преступление и наказание», «Бег» (Как снимали фильм) , «Карусель»), современных комедиях («Ау-у!», «По семейным обстоятельствам» (История создания фильма)), героических лентах («Братушка», «Срочно… Секретно… Губчека»).

Владимир Басов

Особняком стоят его великолепные роли в детских фильмах. Прежде всего, это незабываемые Дуремар в сказке «Приключения Буратино» (История создания фильма), Стамп в приключенческом фильме «Приключения Электроника» (История создания фильма) и Волк в фильме-сказке «Про Красную Шапочку» (История создания фильма).

Между тем, сам Владимир Павлович снимал исключительно серьёзное кино: «Битва в пути», «Щит и меч» (Как создавался фильм), «Опасный поворот» (экранизация для телевидения пьесы Дж. Пристли, в которой режиссеру удалось передать драматургический нерв материала), «Семь криков в океане» и т.д. Поэтому для многих фильмы Басова-актёра и фильмы Басова-режиссёра никак не соединялись воедино и не ассоциировались с одним и тем же человеком.

Владимир Павлович и в жизни был странным, смешным и, по воспоминаниям друзей, очень симпатичным человеком. Добрым, весёлым, нелогичным.

Владимир Басов и Валентина Титова

Удивительно, но внешне некрасивый и нелепый, он ошеломлял женщин. Красота других мужчин блекла перед его красноречием. Нет таких высот, которые бы он не брал. И все жены были красавицы: Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова (кстати все они были актрисами).

В.ТИТОВА: «Я поехала на «Мосфильм» пробоваться на «Гранатовый браслет». В это время Басов начинал снимать «Метель». Меня отловили в коридоре и показали ему. Как я узнала позже, только я вышла из кабинета, он объявил: «Я женюсь!» Ему все говорили: «Это невозможно, она влюблена в другого!» — «Все равно женюсь!».

Он ухаживал необычно, ярко и настойчиво. И Валентина Титова не устояла. Они поженились и прожили вместе четырнадцать лет. Владимир Павлович неоднократно снимал Валентину в своих фильмах («Метель», «Опасный поворот», «Дни Турбинных» и других). Однако, как призналась сама Титова, их жизнь «была не всегда праздником». Прежде всего, потому что трудно всегда находиться рядом с талантом, к тому же наделенным сложным характером.

ТИТОВА: «Талантливый человек всегда сложен, жить с ним, любить его — тяжелая работа. У тебя же есть свои мысли, чувства, а тебя обламывают, подминают под материал, потому что он художник, он так видит!».

В конце концов, они расстались. Тем не менее, все женщины уходя от Басова, продолжали любить его, потому что не любить такого человека было нельзя.

У Владимира Павловича трое детей:
сыновья:
Владимир Владимирович (родился в 1959 г, актер, режиссер) — от второй жены Натальи Фатеевой,
Александр Владимирович (родился в 1964 г, выпускник ВГИК, режиссер) — от третьей жены Валентины Титовой,
дочь:
Елизавета Владимировна (Родилась в 1969. Выпускница Академии танца в Санкт-Петербурге) — от третьей жены Валентины Титовой.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий