Ирина Мирошниченко

Ирина Мирошниченко

Ирина Петровна Мирошниченко — коренная москвичка, но родилась в эвакуации 24 июля 1942 года в городе Барнауле Алтайского края. В детстве она мечтала научиться играть на арфе, но разместить подобный инструмент в их крохотной квартирке было невозможно, и 6-летняя Ирина, отданная родителями в училище имени Гнесиных, осваивала в течение года игру на скрипке и начала учить французский язык.

Ирина Мирошниченко

Мать Ирины Мирошниченко училась актерской профессии у А.Я. Таирова. Но после ареста ее первого мужа (и отца брата Ирины) ее карьера, не успев даже начаться, оказалась насильственно прерванной навсегда. Своей нереализованной страстью к актерству мать, как смогла, поделилась с дочерью. Позже, в одном из интервью, Ирина Петровна вспоминала: «Похоже, все свое желание быть актрисой, «звездой», посвятить себя театру мама передала мне. И достаточно сурово по сей день требует от меня успехов. И безумно критически относится ко всему, что я делаю».

Отец Ирины Петровны (второй муж ее матери) был административным работником. Вероятно, поэтому актриса потом обнаружила в себе самой недюжинную административную, организаторскую жилку. Не случайно она много лет занималась профсоюзной работой как член женсовета МХАТа, была членом правления ЦДРИ, членом правления общества «СССР — Канада», а в 1992 году в течение трех месяцев даже работала заместителем министра культуры в правительстве Москвы. Но это будет намного позже, а сейчас…

Ирина Мирошниченко

В 1961 году Ирина Мирошниченко поступила в Школу-студию при МХАТ, на курс В. Маркова. Успешно окончив в 1965 году, сыграв Марию Александровну в дипломном спектакле «Дядюшкин сон», Ирина Мирошниченко сразу же была принята во МХАТ (с 1989 года — МХАТ имени А.П. Чехова)

С ролями молодой актрисе везло. За короткое время она сыграла учительницу Белобородову в спектакле «Тяжкое обвинение» (постановка Б. Ливанова, 1966), Зину в пьесе «Будни и праздники» (постановка А. Галича, И. Грекова, 1967), фею в «Синей птице» (1968), Роксану в «Сирано де Бержераке» (постановка на ТВ), где Ирине Петровне пригодилось знание французского языка (она читала Мольера в оригинале).

Тем не менее, предложение Народного артиста СССР И.М. Раевского сыграть в родном театре старшую сестру Ольгу в «Трех сестрах» А.П. Чехова застало актрису врасплох: Ирина Мирошниченко испугалась, хватит ли ей опыта и мастерства. Но она все-таки рискнула, и сыгранная роль показала, что молодая актриса обладает не только блестящей внешностью, но и незаурядным талантом, что было отмечено художественным советом корифеев МХАТа.

Ирина Мирошниченко

Позже были Маша в «Чайке» (постановка Б.Н. Ливанова), Инга в «Первом дне свободы», Лина Калиненко в «Единственном свидетеле», миссис Чивли в «Идеальном муже», Женя в спектакле «Валентин и Валентина» М. Рощина, где ее маму играла великая Алла Тарасова, и позже спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника.

Ирина Мирошниченко играла со знаменитыми мхатовскими «стариками» — великими артистами театра, училась у них величайшему уважению к профессии актера, постигала секреты их мастерства.


Ирина Мирошниченко

Один из примеров — незабываемая Ольга Николаевна Андровская, которая играла «Соло для часов с боем», превозмогая тяжелую болезнь. Играла самозабвенно, наотмашь, танцевала по роли, и никто из зрителей не понимал, чего это ей стоило. Алла Константиновна Тарасова за неделю до смерти играла свой последний спектакль «Валентин и Валентина». Играла молодо и темпераментно. И перед выходом на сцену делилась с Ириной своими мыслями о будущем театра.

Таким образом, Ирина Мирошниченко прошла восхитительную школу МХАТа, не только через учебу в институте, а через конкретное, постоянное общение в репетициях и на сцене с гениальными мхатовскими режиссерами и актерами.

Всего в театральной карьере Ирины Мирошниченко насчитывается несколько десятков ролей. Это Ася во «Вдовце» А. Штейна, Маша в «Чайке» А. Чехова, Инга в «Первом дне свободы» Л. Кручковского, Женя в спектакле «Валентин и Валентина» и Клава Полуорлова в спектакле «Старый Новый год» М. Рощина, Раневская в «Вишневом саде» А. Чехова, Катя в «Мишином юбилее» А. Гельмана, и снова Аркадина в новой редакции с новым составом в рожденном заново спектакле «Чайка». Аркадину по-прежнему играет Ирина Мирошниченко, по мнению специалистов, публики, прессы и критиков, играет ее великолепно. Как пишет Е. Ямпольская: «…можно смело сказать, что роль эта подходит к ней как лайковая перчатка к изящной кисти».

Ирина Мирошниченко

Как известно, съемки студентов в кино руководством и мастерами Школы-студии не поощрялись — тем желаннее для студентов делалась даже самая маленькая роль в фильме. И такую роль в картине Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» (История создания фильма) Ирина Мирошниченко получила совершенно случайно, не приложив к этому никаких усилий.

Московская девушка Катя, сестра главного героя Кольки (в исполнении Никиты Михалкова), появилась только в одном эпизоде картины, но запомнилась зрителю своей удивительной естественностью. В этом не было ничего удивительного: Мирошниченко фактически сыграла саму себя. Ее Катя словно бы напоминала о теплой и дружелюбной атмосфере послевоенных московских двориков, в которой Ирина Петровна выросла и которую запомнила на всю жизнь.

Кино поначалу не занимало большого места в жизни Ирины Мирошниченко, но эта ситуация постепенно менялась.

Ирина Мирошниченко

Первой большой ролью актрисы стала разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина «Их знали только в лицо». Фактура, обстоятельства, сюжет — все это было для Ирины Мирошниченко новым, неожиданным опытом. Ее игра не осталась не замеченной критикой, поскольку за плечами актрисы была уже прекрасная театральная школа.

Кстати сказать, «шпионская» тема снова всплыла в творчестве Мирошниченко уже через два года, когда актриса снялась в «Ошибке резидента» Вениамина Дормана. После этого в 1971 году Ирина Петровна сыграла разведчицу в фильме Леонида Квинихидзе «Миссия в Кабуле», а в «Агенте секретной службы», снятом в 1975 году Ионом Скутельником, она исполнила роль иностранной шпионки.

Гораздо важнее оказалась для Мирошниченко встреча с Андреем Арсеньевичем Тарковским. В 1966 году в фильме «Андрей Рублев» актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины.

Ирина Мирошниченко

Те, кто уже наблюдал за карьерой Ирины Петровны, удивлялись не только тому, что в этом фильме актриса очень точно следует режиссерскому заданию, но и тому, что у нее… совершенно библейский тип лица. Дело тут, разумеется, было не в каком-то внешнем, случайном сходстве, а в том, что за этим скрывалось. Актриса сумела заставить и себя, и зрителя забыть о лице героини, обратить внимание на переживаемое Марией единственное, но всеобъемлющее чувство отчаяния, предощущения всемирной катастрофы. А когда актерская самоотдача достигает такой степени, становится совершенно неважным, какое лицо у актрисы — оно будет отражать именно то, что происходит в душе героини, и будет уместным для любого персонажа.

Кстати, этот опыт потом пригодился Ирине Петровне в работе над ролью крестьянки Веры Куркиной, (фильм Николая Губенко «Пришел солдат с фронта», в 1971 году).

Многим кинематографистам казалось, что режиссер ошибся: разве может быть у крестьянки столь изысканная внешность, как у Ирины Мирошниченко?! Но режиссер настоял на своем мнении и оказался прав. Киногруппа во время съемок жила в Великих Луках, и Ирина Петровна подолгу разговаривала с женщинами, пережившими войну, пыталась понять, что придавало им силы в те тяжелые годы, что позволило выстоять.

Ирина Мирошниченко

Искренность и простота, с которой они рассказывали ей о своих судьбах, помогли найти актрисе верный ключ к роли. Он заключался в духовном богатстве, поэтичности внутреннего мира русских крестьянок. И, хотя Ирина Петровна стремилась в роли Веры Куркиной быть точной даже в мелочах, она оказалась, прежде всего, убедительной в глубинной сути сыгранного ею характера. Вопрос о «неподходящем» лице отпал сам собою, как только фильм появился на экранах.

Было отмечено, что Вера Куркина напоминает героинь живописных полотен Петрова-Водкина — с их «истовыми чертами богородиц, тем же напряженным внутренним светом». А также — что «поэтичность — не актерский прием, это суть самого характера актрисы».

Впрочем, Ирина Мирошниченко доказала, что может сломать стереотипы оценки актера только по его внешности, годом ранее — в фильме Андрея Сергеевича Кончаловского «Дядя Ваня».

Выбор Кончаловским актрисы на роль Елены Андреевны Серебряковой был воспринят его коллегами неодобрительно (а то и вовсе враждебно). Но режиссер, отвечая на вопрос журналистов о мотиве своего решения, ответил просто и емко: «Мирошниченко не выглядит смешно за роялем». В «Дяде Ване» Елена Андреевна, которую в предыдущих постановках никогда не выводили как значительную героиню пьесы, в трактовке Мирошниченко и Кончаловского оказалась незаурядной фигурой.

Критик Елена Стишова писала: «…Мирошниченко заставила верить в такую Елену Сергеевну и вывела ее в центр драмы. Таким образом, были впервые оценены аристократизм актрисы, ее сдержанность, тонкость в передаче самых сложных чувств, наконец, ее интеллект».

Пожалуй, Кончаловский первым из режиссеров увидел и открыл в театральной актрисе Мирошниченко прекрасную киноактрису. Да она и сама к тому времени начала ощущать, что не может ограничиться в творчестве только театром.

Ирина Мирошниченко

Момент своего «рождения» в качестве киноактрисы Ирина Мирошниченко описала так: «Во время съемок «Дяди Вани» мы репетировали любовную сцену с Астровым. Стали снимать. И вот снова, в который раз, после поцелуев с Астровым я отстраняюсь от него и плечом чувствую: Войницкий! И вдруг я невольно засмеялась от полной глупости ситуации, потом испугалась, проговорила текст и выбежала из комнаты. А Бондарчук после съемки заметил: «Вот! Это актерское. Само родилось. То, чего ни один режиссер не подскажет». Кстати, именно этот дубль и вошел в картину.

Если Елена Андреевна была персонажем, утратившим сильные чувства, то Надю в фильме «Николай Бауман» и революционерку Марию в фильме Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово — свобода!» Ирина Мирошниченко показала открытыми, страстными натурами. Эти женщины — отнюдь не рабыни идеи: они живут с искренней надеждой на то, что мир изменится к лучшему.

Тяга к расширению, обогащению актерской палитры особенно сказалась в ролях, сыгранных Ириной Петровной в середине и в конце 1970-х.

Это и Нина Щеголева в фильме «Здесь наш дом» – в 1973 году, и Симона в телефильме «Авария» – в 1974 году, Гордана в «Единственной дороге» – в 1975 году. Можно назвать также Инну Владимировну в фильме «… И другие официальные лица» – в 1976 году, Наталью Латышеву в «Однокашниках» — в 1978 году, Сервиназ в «Любовь моя, печаль моя» — в 1978 году, Нихаль в «Чудаке» — в 197 году.

Ирина Мирошниченко

Показательно, что Ирина Петровна часто (и успешно!) играла героинь-иностранок, поскольку стилем, динамичной манерой своего поведения явно опережала многих своих современниц.

Многие актрисы не любят, когда им присваивают эпитет «интеллектуальная», но Ирина Мирошниченко — не из их числа. Напротив, она этим гордится.

Для понимания внутреннего мира актрисы многое дают имена любимых ею киноактеров: это Любовь Орлова, которая является для Ирины эталоном универсальности в актерской профессии, Иннокентий Смоктуновский, Ванесса Редгрейв, Мариэл Стрип, Ален Делон и Роберт де Ниро. Нетрудно заметить, что эти артисты как бы делятся на обладателей интеллекта и блестящей внешности.
Сама же Ирина Мирошниченко счастливо соединяет в себе и то, и другое, поэтому не боится предстать на экране некрасивой или смешной.

Ирина Мирошниченко

Даже матерей в фильмах 1980-х годов она играла молодыми, чуткими, а не заморенными, с устаревшими представлениями о жизни. Она сочувствует юным влюбленным и пытается им помочь в меру своих сил. Такова Людмила Сергеевна, — мать «современной Джульетты», главной героини фильма «Вам и не снилось».(Как создавался фильм)

А вот преуспевающая журналистка Виктория Павловна в картине «Признать виновным» — совершенно иной человек. Она обожает своего сыночка и вполне профессионально решает его немаленькие проблемы, но в слепоте своих чувств не замечает, как он «созревает» для преступления.

Ирина Мирошниченко давно радует зрителей своими киноработами, многие из которых получили международное признание и заслужили награды на различных кинофестивалях. Фильмы с ее участием демонстрировались во многих странах и городах мира. Некоторые из них стали классикой российского кинематографа.

Ирина Мирошниченко

Давняя мечта актрисы — сыграть в мюзикле. Эта мечта пока не осуществилась, но в комедии Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный» Мирошниченко исполнила роль Алисы, учительницы «хитрологии», и чуть-чуть запела…

Бенефис Ирины Мирошниченко, в котором она удивила зрителей уже как певица, поставил для нее знаменитый Роман Виктюк.

С первой песни «Ах как жаль» Ирина Мирошниченко сотрудничает лишь с одним автором — это поэт и композитор Андрей Никольский. Его удивительная музыкальность, неповторимая стилистика, глубина чувств, сентиментальность оказались сродни ее душе и таланту.

В творческом союзе с Никольским Ирина Мирошниченко выпустила несколько компакт-дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт к 850-летию Москвы «Коренная москвичка», не раз показанный по телевидению и изданный на видеокассете.

Со своей сольной программой певица Ирина Мирошниченко объездила много городов России, выступала перед многотысячной аудиторией в Нью-Йорке и обрела своего нового зрителя, который узнал и открыл ее для себя уже не только по фильмам и спектаклям, но и по песням.

Ирина Мирошниченко

Что касается личной жизни актрисы, то сама Ирина Мирошниченко отзывается о ней так: «Могу вам совершенно точно сказать, что я никогда не стараюсь быть первой. Может быть, кто-то скажет: как это так, что это такое? Но я думаю, что женщина должна всегда видеть в мужчине главного и гордиться тем, что он главный, а она женщина — рядом с ним. Мне кажется, что это более правильно, чем доказывать мужчине, что ты все можешь делать и без него. При всем том, поверьте, я все умею — и сделать ремонт в квартире, и забить гвоздь, и повесить картинку.

Я всегда вожу машину сама, в любой гололед, в любой снег и слякоть, в любые пробки. Я могу, хоть это и неженское дело, сама устранить неполадку в автомобиле, могу снять аккумулятор и поставить его на подзарядку, могу, если надо, заменить колесо. Я все это умею, но я стараюсь не обидеть по крайней моего мужчину и не делаю вид, что уйди он сейчас, я все сделаю сама. Даже если у меня бывает такой порыв, я тут же сама себя секу. Говорю себе: стоп, подожди секундочку, пусть все делает он».

Ирина Мирошниченко

Ирина Мирошниченко – человек разносторонних интересов:

— Я обожаю классическую музыку, живопись и литературу, прекрасно разбираюсь в картинах фламандских живописцев, тонко чувствую стиль, люблю и умею создавать вокруг себя атмосферу красоты и элегантности.

— Я люблю классическую музыку — Шопена, Рахманинова, Листа, Гайдна. Очень люблю совершенно гениальную оперу Беллини “Норма”, могу ее слушать много раз.

-Я занимаюсь гимнастикой, упражняюсь на тренажерах, хожу в танцкласс. Но я не могу сказать, что я постоянно делаю утреннюю зарядку.

Ирина Мирошниченко

— Я посещаю косметический салон, конечно, когда есть возможность. Самое большое удовольствие, какое только может быть — это когда тебе делают массаж и маску лица. Я стала чаще это делать в последние годы. Потому что уровень косметологии очень вырос за последние несколько лет. Сейчас настоящий бум в этой области. Посмотрите: у нас самая лучшая французская косметика, самые лучшие специалисты. Скажем, я стригусь у изумительного французского мастера, который мне очень нравится. Даже сам факт того, что меня стрижет француз, мне приятен.

— Я обожаю Францию, моя последняя поездка в Париж была незабываемой.
Я очень люблю на нее смотреть со стороны — из окна автомобиля, с палубы корабля, из автобуса.

— Я очень люблю путешествовать. Но если вы мне скажете: Ирина Петровна, завтра мы возьмем рюкзак, наденем кеды, спортивный костюм и пойдем в горы или в лес — наловим рыбы, сядем у костра, сделаем уху, то я от ужаса взвою и скажу: ни за что. Тут же запру все двери, закрою все окна и тихо сяду в своей загазованной московской квартире.

— Я обожаю круизы — это новые встречи, новые впечатления, это возможность отдохнуть от сумасшедшего ритма, в котором я живу. Стоять на палубе и видеть, как летит подо мной вода, наблюдать фантастической красоты закаты и рассветы, видеть движущиеся за бортом берега — это для меня лучший отдых.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий