Николай Гриценко

Николай Гриценко родился на Украине в Донбасской области. Окончив в 1931 году Днепропетровский транспортный политтехникум, работал техником-десятником на станции Мушкетово, техником-смотрителем зданий на станции Ясиноватая. Затем Николай перебрался в Макеевку, где устроился конструктором на металлургический завод «Сталь». Там же юноша сделал свои первые шаги в искусство, поступив на театральный факультет рабфака.

Николай Гриценко

Окончив в 1934 году рабфак, Николай Гриценко решил продолжить свое обучение. Год он отучился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, после чего приехал в Москву.

В 1935 году он поступил в училище при МХТ-II, спустя год перешел в театральную школу при ЦТКА, наконец, в Театральное училище им. Б. В. Щукина. Все эти годы творческое становление Гриценко-актера происходило в наблюдении за работой А.Бучмы, В.Качалова, Н.Хмелева, Б.Щукина. В студии он сыграл скрипача Халявкина в инсценировке рассказа А.П.Чехова «Жилец» — этот «номер» актер впоследствии всегда играл в концертах на эстраде.

Сразу после училища в 1940 году Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, и вахтанговским артистом он остался до конца жизни.

Николай Гриценко

Одна из ранних больших работ Гриценко – роль Степана в комедии А.Корнейчука «Приезжайте в Звонковое» – была окрашена мягким, добродушным юмором, броским комедийным эффектом отличалась роль шахтера Гаврилы в спектакле «Макар Дубрава» А.Корнейчука. В манере комедийного преувеличения, гротеска, с элементами буффонады сыграл Молокова в постановке «На золотом дне» Д.Н.Мамина-Сибиряка (1955), создал романтический образ народного героя Олеко Дундича в одноименном спектакле (1955), в приглушенных, лирических тонах, отрешенным от мирской суеты представил героя Ф.М.Достоевского князя Мышкина в «Идиоте» (1958) и др.

Актера широкого диапазона, редкого дара внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой, щедрой фантазии, Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актеры-коллеги приходили смотреть, «как работает» Николай Гриценко, восхищаясь его «неожиданностью» на каждом спектакле. Его называли «театром в театре».

Николай Гриценко

Среди множества ролей, сыгранных Гриценко в 1960-е годы, внимание театральной Москвы вызвали Дон Гуан («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, 1961), Федор Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого, 1962), Магара («Виринея» Л.Н.Сейфуллиной, 1967), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1969), Тарталья («Принцесса Турандот» К.Гоцци).

Много и успешно игравший Гриценко не был обделен ролями. Его называли актером москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором («Человек с ружьем» Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в «начальника» («Женщина за зеленой дверью» Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой.

Свою первую роль в кино Николай Гриценко сыграл в 1942 году в мелодраме Юлия Райзмана «Машенька» — одной из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино.

Николай Гриценко

Гриценко много снимался. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам.

Сила таланта — в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь отличающиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдавал без остатка свою эмоциональную энергию.

Николай Гриценко


Начав с комедийных, Николай Гриценко пришел к подлинно драматическим ролям: Александр Каренин («Анна Каренина» (История создания фильма) по одноименному роману Л.Н.Толстого), Вадим Рощин (трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» по роману А.Н.Толстого «Хождение по мукам»), немецкий генерал в фильме «Семнадцать мгновений весны», Сперанский в приключенческом фильме «Адъютант его превосходительства». Многие поколения детей помнят его, как Николая Антоновича в экранизации знаменитого романа «Два капитана».

Режиссёры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам.

Сила таланта — в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь разнящиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдает без остатка свою эмоциональную энергию.

Николай Гриценко последние годы тяжело болел, много пил. Его часто стала подводить память, он плохо заучивал текст, но бросить сцену родного театра не мог. На съёмках сериала «Семнадцать мгновений весны» текст его роли был развешан по всему купе — снимали сцену беседы в поезде Штирлица с немецким генералом. Гриценко читал свои слова и при этом демонстрировал высоты актёрского мастерства. Этот эпизод — один из лучших в фильме.

Николай Гриценко

Николай Гриценко


Галина Кмит, его гражданская жена, вспоминает: «Он распорядился, чтобы ему переводили зарплату в сберкассу. Таким образом у него в кармане всегда лежало ровно столько денег, чтобы хватало выпить. Но не более. И если его мама, Фаина Васильевна, с которой мы жили вместе, просила купить электрическую лампочку, он говорил: «Не на что!» Лампочки и всё нужное по дому покупала я… Его жадность была легендарной. Об этом многие знали и посмеивались».

«…Его актерская гениальность как-то не очень соотносилась с обыденной человеческой жизнью, — рассказывает народный артист СССР Михаил Ульянов. — Он был смешной, наивный, странный человек… Например, вдруг решил закаляться, причём сразу зимой, прямо в сугробы, в полынью… И потому сосуды его пошли в разнотык, довольно быстро начался процесс. Конец печальный.

Я знал другого человека, который после 60 вдруг увлёкся бегом. И вскоре умер.»
Последние дни своей жизни Николай Гриценко провёл в психиатрической клинике. По слухам, он взял из холодильника чужую еду, его избили, в результате чего он и умер 8 декабря 1979 г. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Однажды в больнице, в момент просветления, незадолго до смерти, он произнёс: «Я только сейчас понял, как надо играть Мышкина»…

Сестра Николая Гриценко — народная артистка РСФСР Лилия Гриценко, известная по фильмам «Верные друзья», «Полюшко-поле», «Мать» и др.
Сын Николая Гриценко от гражданского брака с фотохудожником Галиной Кмит — актёр Денис Кмит, запомнившийся зрителям по роли Павла в фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82». Однако Гриценко сына не признал и ребёнок получил фамилию отчима — актёра Леонида Кмита.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий