Лия Ахеджакова — Маленькая женщина в большом кино

Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том же театре.

Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.

Лия Ахеджакова

Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».

Ахеджакова о маме: «Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как «борзая», придет, ведро холодной воды на себя выльет — и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников — после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность — в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из «Женитьбы Фигаро»: нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…»
Школу Лия закончила с золотой медалью

Лия Ахеджакова

Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию — поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.

Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминает: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе — бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в «Винни Пухе»».

Лия Ахеджакова

В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу — начала играть в театре «Современник». Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее «Коломбину». Эта роль и переменила ее судьбу.

В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: «Виндзорские насмешницы» Уильяма Шекспира — миссис Форд, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург -Зина Абрамова, «Предупреждение малым кораблям» Теннесси Уильямса — Леона Доусон, «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа — Рахель и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды — Зина.


Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле «Селестина». Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене «Современника» (первая постановка — спектакль «Уйди-Уйди» — вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет главную героиню — колдунью и сводницу Селестину.

Лия Ахеджакова

Николай Коляда: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

Лия Ахеджакова

С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль — Тани в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»(История создания фильма) — была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.

Потом была секретарша Верочка в «Служебном романе» (История создания фильма), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.

В фильме «Гараж» (История создания фильма) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные» (История создания фильма) (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила «Нику 91» в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте «Двадцать дней без войны» или главная роль в «Гараже». Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.

Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.

Лия Ахеджакова

Лия Ахеджакова

Лия Ахеджакова — актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль.

Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров — Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.

Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник — достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.

Актер Михаил Жигалов: «В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть — любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий