Жанна Болотова

Жанна Болотова родилась 19 октября 1941 , Новосибирская область, СССР
Советская актриса, звезда кинематографа 60–70-х годов. Самые известные свои роли сыграла в фильмах «Дом, в котором я живу», «Судьба резидента», «Бегство мистера Мак-Кинли». В 1985 году она получила звание Народной артистки РСФСР.

Жанна Болотова с родителями

Жанна Болотова с родителями

Жанна Андреевна Болотова родилась 19 октября 1941 на курорте «Озеро Карачи» Новосибирской области. Ее отец ушел на фронт, стал разведчиком и получил звание Героя Советского Союза. Детство девочка провела в Сибири. Она рано начала читать, в 5 лет получила от бабушки «Евгения Онегина» Пушкина.

В возрасте 16 лет юная Жанна дебютировала в кино, сыграв Галю Волынскую в фильме классиков советского кино Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу» (История создания фильма), где ее партнерами были Евгений Матвеев и Михаил Ульянов. Роль принесла школьнице Болотовой общесоюзную известность, и с выбором профессии все было решено.


Жанна Болотова с родителями

Жанна поступила во ВГИК, где попала в мастерскую легендарной звездной кинопары – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Институт Болотова благополучно закончила в 1964 году. Еще во время обучения она снялась в фильме своего педагога С.А. Герасимова «Люди и звери», а через год, в 1963-м, в картине «Если ты прав».

После окончания института актриса вошла в состав Театра-студии киноактера, но на первом месте для Болотовой всегда стояла карьера в кино. В 1967 году она вновь снялась у своего любимого учителя Герасимова в «Журналисте». Они снова работали вместе в 1972 году над драмой «Любить человека».

Чаще других режиссеров в своих фильмах Жанну снимал ее второй муж – актер, режиссер, последний министр культуры СССР Николай Губенко. В 1968-м они вместе снялись в советско-болгарской картине «Первый курьер». В 1977 году Болотова сыграла в знаменитых «Подранках» Губенко, в 1980-м – в комедии «Из жизни отдыхающих», в 1984-м – в мелодраме «И жизнь, и слезы, и любовь». Триумфальным для Болотовой стал 1977 год, когда она стала обладательницей Государственной премии за роль мисс Биттл в «Бегстве мистера Мак-Кинли».

Жанна Болотова


Фильм «Запретная зона», вышедший в 1988 году, стал последней крупной работой актрисы в кино. В 90-х она отказывалась сниматься, несмотря на то, что новые роли ей, в отличие от многих других известных актрис, продолжали предлагать.
После длительного перерыва звезда советского кино появилась в 2005 году в небольшой роли учительницы в фильме Алексея Балабанова «Жмурки».

Жанна Болотова

На первом курсе ВГИКа Жанна начала встречаться с однокурсником Николаем Губенко. Однако после серьезной ссоры пара распалась. Короткий роман произошел у Жанны с известным ловеласом и будущим режиссером Андреем Кончаловским. Однажды на вечеринке в его доме юная актриса познакомилась с художником-постановщиком Николаем Двигубским.

Окончивший школу во Франции Двигубский пользовался популярностью у студенток, но обратил внимание именно на Болотову. Головокружительный роман быстро закончился свадьбой. Однако брак продлился менее года. Николай Губенко приложил все усилия, чтобы вернуть любимую, и добился своего. Брак Губенко и Болотовой длится уже более 45 лет.
Последние годы супруги много времени проводят на даче, которую приобрели еще в 1978 году. Актриса прекрасно готовит и ведет все хозяйство.

Жанна Болотова и Николай Губенко: «Чувствуем, что Родина ушла»

Супруги с весны до осени живут на даче. «АиФ» приехал в гости к знаменитой актёрской семье в их очень уютный дом…
Жанна Андреевна и Николай Николаевич угощали нас изумительно вкусным яблочным пирогом и рассказывали о своём житье-бытье…


Жанна Болотова

Жанна Болотова: «Купили эту дачу в 1978 году. Нас обворовывали 11 раз. Ворьё не знало, что грабить тут нечего. Мы хотели поставить сигнализацию, но в милиции сказали: «У нас бензина только на 5 выездов, а мы за ночь получаем 25 сигналов».

Николай Губенко: «Самая страшная потеря — украли военный китель отца-фронтовика с орденами. Мне до сих пор не по себе… Это не современная дача, как у нынешних звёзд или у нуворишей. А мы с женой исповедуем достаток. В смысле — нам и этого достаточно. (Смеётся.) Это семейное гнездо, где нам хорошо вдвоём. Мне здесь отлично работается, особенно на веранде. Я астматик, 42 года курил, потом бросил. На даче мне не нужны никакие лекарства. А приезжаю в Москву — проблемы со здоровьем снова начинаются».

Николай Губенко: «Мы вместе 46 лет. Наш союз — удача, везение. Удивительно совпала моя потребность в таком человеке, как Жанна. Она умна, хороший аналитик, много читает — значительно больше, чем я. Искренняя. Уравновешенна. Редко взрывается. Но если уж разозлится, так уж по-сибирски — у неё крестьянские корни.

Жанна Болотова и Николай Губенко

Я очень люблю готовить. Научила меня всему Жанна. Кое-что делаю даже лучше неё. Например, баранье рагу или грибной суп. Жена печёт потрясающие пироги — яблочный, рыбный, лимонник. А я песочное тесто никак не одолею. В кабинете убираю сам, каждый день приходится выбрасывать тысячи бумаг. Изредка по участку могу помочь. Но в основном всё хозяйство на Жанне, к сожалению. Я всегда на работе».

Николай Губенко: «Жанна полностью разделяет мои взгляды, воспринимает близко к сердцу всё, что происходит с друзьями и со страной. Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции. И главное — твои аргументы никто не хочет слышать. Нельзя так поступать с людьми: я имею в виду ветеранов, пенсионеров, которые обеспечили потенциал страны.


Жанна Болотова

Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос. Многие поверили, что не в правде Бог, а в силе, и пошли на конфликт со своей совестью. Это национальная трагедия.

Похоже, власть не отдаёт себе отчёта в том, что вопросы морали, социального благоразумия, совести, этики — производные от культуры. Знаете, о чём я думаю? Опыт последних десятилетий заставляет сделать тяжёлый вывод: разрушение русской культуры стало системным. Оно не сводится к частным утратам и повреждениям. Смысл его — развал мировоззренческой основы русского народа. Наша культура — объект войны.

Вот и получается, что в юбилей А. С. Пушкина один студент на вопрос: «Что для вас значит Пушкин?» — ответил: «Он сегодня неактуален. На нём не заработаешь». Я уж не говорю о постыдном «праздновании» юбилея Н. В. Гоголя, когда в усадьбе, где жил и умер великий писатель, чиновники устроили жалкую подделку вместо музея гения, который должен был быть уже давно открыт. Кино загажено фильмами наподобие «Сволочей», опера — «Детьми Розенталя», книга — так называемой прозой ерофеевых и сорокиных».

Жанна Болотова

Жанна Болотова: «Чем занят мой день? Провожаю Колю на работу и с 8 утра до 4 дня я на улице. Ухаживаю за цветами, за кустами. Дома тоже нужно всё привести в порядок. Надо накормить мужчину, когда он придёт. Вспоминаю своё детство — я так любила, когда мама не работала… Дома было уютно, всё приготовлено. Вот и я думаю: в конце концов, когда-то нужно выполнить свой долг перед моим мужчиной. Нужно, чтобы ему хотелось идти домой.

И, конечно, я не могу без книг. Так повелось с детства. В 5 лет бабушка дала мне «Евгения Онегина» Пушкина. В 4 года выучила «Сквозь волнистые туманы пробивается луна» и «Буря мглою небо кроет». Так как я выросла в Сибири и постоянно видела эти туманы и бури, поняла, что это язык моей души… Читаю запоем. Если взяла книгу, должна её одолеть. Если в один вечер не получается, тогда в два».

Жанна Болотова в фильме «Дом, в котором я живу»

Николай Губенко: «Я был инициатором ряда законопроектов, в частности, поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предложившей сквернословов и любителей жаргона наказывать штрафом или административным арестом на 15 суток. Я понимал, что законопроект будет встречен в штыки. Но мне хотелось привлечь внимание общества к очень важной, на мой взгляд, проблеме — проблеме защиты русского языка. Язык — одна из важнейших сил, соединяющих наш народ. Он — главное средство общения внутри народа, он задаёт общий набор понятий, которыми живёт и мыслит народ. Язык, если угодно, — это мировоззрение.

На наших глазах происходит эстетизация блатного фольклора, пропаганда криминального жаргона, «эпоса» из жизни братвы. Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле- и киноэкранов, театральных подмостков. На литературной ниве не осталось и одной сотки, не унавоженной «экскрементами»…

Жанна Болотова

Жанна Болотова: «Почему не играю в кино? Ответ очень прост. Я изменилась. Подтяжки делать не хочу. Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Если бы дали роль, которая безумно понравилась, если бы это был надёжный режиссёр, согласилась бы… Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. У нас с Колей другая школа…»

Жанна Болотова

Жанна Болотова


Николай Губенко: «За эти годы мне предлагали сыграть Чухрай, Смирнов, Рязанов, Малюков, Кончаловский, Михалков… Роли — тоже дай бог каждому: Жуков, Сталин, король Лир. И деньги сулили большие. Я отказывал по двум причинам: или не хотел стыдиться того, что сыграю, — сценарная трактовка персонажа меня не устраивала.

Или не хотел умереть, потому что предложенная роль требовала огромных, страшных усилий. Как, скажем, король Лир, которого мне предлагал сыграть Андрон Кончаловский. Как у режиссёра у меня есть замыслы, связанные с кино. Мечтаю пожить подольше и тогда, может быть…»

Николай Губенко: «Для бедных сегодня недоступны кино, театры, музеи, выставки, консерватория. У людей с хлебом-то плохо. При таком постыдном прожиточном минимуме, как у нас, бедному человеку не до зрелищ. Последствия такого положения катастрофические…


Главное, чего удалось добиться врагам русской культуры, — переманить часть художественной интеллигенции. Её соблазнили изменить идеалы, которые она несла людям в своих стихах, песнях, образах. Многие писатели предали своих героев, режиссёры приняли штампы худших образцов Голливуда.

Я вырос в стране, гордившейся нравственными ориентирами отечественного кино: трудолюбие, знание, подвижничество, душевная красота, товарищество, братство, интернационализм. Советский кинематограф благодаря этим ориентирам был одним из лучших в мире. Но, когда смотришь такие современные фильмы, как «Кавказский пленник», «Брат», «Такая вот деревня», «Звезда», думается, что не всё ещё потеряно…»

Статья из газеты АИФ №41 от 07 октября 2009

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий