Виктор Шульгин

Виктор Шульгин родился 22 апреля 1921 года в Ленинграде. Счастливое детство, пионерские школьные годы, увлечение литературой, занятие в драмкружке в Доме пионеров и огромное желание стать артистом привело юношу после получения аттестата о среднем образовании в Московское городское театральное училище при театре Революции.

После успешного окончания в 1944 году училища, молодого актера, что говорится, «покидало» по театрам. Виктор Шульгин любил сцену и не отказывался ни от каких предложений, чувствовал себя комфортно и в большой, и в маленькой роли. В 1942-1943 годах служил в театре Советской армии, затем был актёром фронтового театра ВТО Арбузова.

После победы Виктор Шульгин был зачислен в труппу Магаданского музыкально-драматического театра им. М.Горького, с 1949 — Северодвинского, с 1951 — Вологодского областного, с 1953 — Львовского русского театра Советской армии, с 1954 – театра группы Советских войск в Германии, с 1957 — Днепропетровского театра им. М.Горького, с 1960 — Одесского русского им. А.Иванова, с 1965 — Кировского областного им. С.М.Кирова, с 1967 — Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.


Виктор Шульгин


И в итоге с 1970 года Виктор Шульгин был принят на службу в Театр-студию киноактера в Москве.

В кино Виктор Шульгин с 1959 года, первая эпизодическая роль студента — скрипача в лирической комедии «Черноморочка» Алексея Коренева. Это амплуа и закрепилось быстро и надолго за актером.

Он стал эпизодичным, но очень заметным актером, одним из тех, кто умел даже маленькую, на первый взгляд ничем не примечательную роль, превратить в киношедевр: высокий матрос, которого казнили за подозрение в краже кошелька в «Оптимистической трагедии», счастливый новосел в картине «Иностранка», строгий полковник Жуковский в «Операции «Трест».

А каков шульгинский уравновешенный Василий Александрович, отец Алевтины с его неоспоримым высказыванием в адрес жениха дочери: «Какой он жених, Аля? Ему уже на пенсию пора. Ну зачем тебе этот мухомор?» Шульгин стал узнаваемым, несмотря на минутное появление в кадре.

Виктор Шульгин в фильме "Алексеич"

Режиссеры не могли не заметить колоритную внешность советского актера, его талант исполнения эпизодических ролей. Предложения сняться в кино следовали одно за другим и Виктор Шульгин снимался, снимался даже тогда, когда фамилия актера, из-за мизерной роли не была порой указана в титрах: председатель колхоза в короткометражке «Алексеич», продкомиссар Бодягин-старший в киноальманахе «В лазоревой степи», простой рабочий в картине «О друзьях-товарищах», уравновешенный Петр в «Разрешите взлет!», спокойный член контрольной комиссии по авариям в «Седьмом небе», запутавшийся Виктор Андреевич в народном киноромане по мотивам одноименного романа А. Иванова «Тени исчезают в полдень» о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 50-х годов.

Виктор Шульгин в фильме "За ночью день идет"

Всегда останутся в памяти созданные актером образы в эпохальных картинах, и роли — то у Шульгина вроде в них и не большие, но…: гордый Николай Струков в «Двух днях тревоги», строгий преподаватель в «Двое в пути», а мужественный бородач с его словами, вышедшими в историю: «Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!» в бессмертной комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», справедливый Михеич в лирической мелодраме «Мачеха», на редкость доброжелательный командующий фронтом в «Товарище генерале», неугомонный прораб в телесериале «Вечный зов».

Внутренняя мощь актера покоряла, создаваемые им образы были весьма убедительны, будь то просто гость на свадьбе в «Большой перемене», или старательный помощник Волгина в «Пятьдесят на пятьдесят», или сама Голова в патриотическом киноспектакле «Руслан и Людмила» о торжестве любви, об освобождении от посягательств иноземцев одного из двух ведущих сказочников советского кино Александра Птушко, вторым был, конечно же, Александр Роу.

1974 год стал для Виктора Шульгина не только щедрым на количество ролей, но и принес актеру и главную роль неугомонного красного милиционера Алексея Бушмакина в историко-приключенческом телесериале «Рожденная революцией», о воспоминаниях умудренного опытом генерала о буднях милиции двадцатых годов.


Виктор Шульгин в фильме "Инопланетянка"

И снова эпизоды! Кого только не пришлось талантливому актеру играть и с кем только не довелось вместе сниматься: боец из группы советских разведчиков в детективе «Скворец и лира» Григория Александрова, в котором несравненная Любовь Орлова сыграла свою последнюю роль.

В военной киноленте «Фронт без флангов» Виктору Шульгину довелось сняться в роли отважного солдата стрелковой дивизии Виктора Сергеевича Хвата.

Была еще роль милого капитана речной «Ракеты» у Аркадия Кордона в «Приключениях Травки».

Работа Виктора Шульгина над ролью принципиального кадровика у Георгия Данелия в лирической комедии «Мимино» в замечательной актерской компании с мужественным Вахтангом Кикабидзе, темпераментным Фрунзе Мкртчяном, ослепительной Еленой Прокловой.

Виктор Шульгин в фильме "Вечный зов"

1980-е годы в кинобиографии Виктора Шульгина стали еще более насыщенными. Актер по прежнему снимался по несколько фильмов в год и его герои из разряда эпизодических перешли в роли второго плана. «Повысили в чине…», — шутил актер, и с большей ответственностью уходил в работу: Патриарх Иоаким в картине «В начале славных дел», Козельков в «Крупном разговоре», следователь Нефедов в приключении «Ларец Марии Медичи», полковник милиции в «Ночном происшествие», патриарх Иоаким в историческом киноромане «Юность Петра» и Сидор Петрович в фильме «Деревенская история».

Виктор Шульгин в фильме "Оптимистическая трагедия"

В это же время режиссер Валерий Гурьянов утвердил Виктора Шульгина на главную роль нечистоплотного следователя Ивана Ефимовича Боровикова в публицистической драме «Средь бела дня…». Актер блестяще справился с задачей, поставленной перед ним. И все же, режиссеры по-прежнему видели в Викторе Шульгине гениального актера эпизодической роли, который своим даже небольшим присутствием в кадре украшал весь фильм.

Картины шли одна за другой непрерывным потоком. В 1984 году, в рекордном на роли в кинобиографии актера, с участием Виктора Шульгина на экраны страны вышли 13 фильмов. Киноленты были у всех на слуху, их смотрели по несколько раз, о них говорили, спорили, их запоминали и любили:»Тревожное воскресенье» и «Трое на шоссе», «ТАСС уполномочен заявить…» и «Человек-невидимка», » Битва за Москву» и «Воскресный папа», «Затянувшийся экзамен» и «Наградить (посмертно)».

Свои проходные роли актер играл тонко, его профессионализму, вхождению в образ можно было только восхищаться: застенчивый Фомин в «Очной ставке», расторопный слуга Никита в картине «Последняя дорога», добрейший сельский врач в фильме «Во бору брусника», умудренный опытом заместитель директора завода Павел Васильевич Грачев в «Сувенире для прокурора».

Виктор Шульгин прожил с одной стороны вроде и тихую незаметную жизнь, а с другой — создал запоминающие образы, был добрым человеком, любящим отцом и мужем, верным товарищем. Великий актер ушел из жизни — 18 июня 1992 года. Одним талантливым человеком на свете стало меньше, одной легендой больше….


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий