История создания фильма «Курьер»

Жанр: трагикомедия
По одноименной повести К.Шахназарова.
Многих поведение юного Ивана шокирует. Многие вызывают у него приступ скепсиса. Но знакомство с новыми людьми заставляет его иначе оценивать свои поступки. Любовь к профессорской дочери не только заводит в тупик их отношения, но и делает Ивана жертвой собственной неискренности.
Лидер проката (1987 год, 6 место) — 31.9 млн. зрителей.
В фильме снимались: Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Чёрный, Алла Евдокимова, Эдда Урусова, Владимир Смирнов, Владимир Меньшов, Андрей Вертоградов
Режиссер: Карен Шахназаров
Сценарист: Александр Бородянский
Операторы: Николай Немоляев, Валерий Шувалов
Композитор: Эдуард Артемьев
Художник: Константин Форостенко
Премьера фильма состоялась 29 декабря 1986г


Катя – избалованная профессорская дочка. Иван – юноша из малообеспеченной, неполной семьи, готовый пить французские духи и приписывать себе стихи Пушкина, чтобы поразить катино воображение… 20 лет назад на советские экраны вышел фильм «Курьер».

«Курьер»

Герой со скошенным подбородком

Когда режиссер Андрей Эшпай решил экранизировать повесть Карена Шахназарова, на студии Горького это предложение не приняли: герой «Курьера» не соответствовал идеалам советской молодежи. Вспомнили о сценарии несколько месяцев спустя. За это время к власти пришел Михаил Горбачев. Ветром перемен руководству «Мосфильма» надуло идею предложить Шахназарову самому экранизировать свое произведение, хотя главный герой «Курьера» чиновникам по-прежнему не нравился.

«Курьер»

«Мы просмотрели сотни мальчиков и девочек, – рассказал Карен Шахназаров. – Кого-то помню: Юли Меньшова приходила, совсем юная, только школу окончила. Но найти героев не могли. Я попросил оператора Николая Немоляева (брата известной актрисы Светланы Немоляевой) привести его дочку Настю – подыграть ребятам, которых пробовали на роль Ивана. Она так нам понравилась!»

Именно Настя привела на площадку бывшего одноклассника Федора Дунаевского. Федор произвел на худсовет плохое впечатление. «Нам говорили: “Разве это герой? У него же скошенный подбородок!” – вспоминает сценарист фильма Александр Бородянский. – Но мы Федю отстояли».

«Курьер»

Чурикова из космоса
«Федор мог мне заявить: “Эта реплика у вас неправильно написана. Ее надо вот так сказать“», – вспоминает Карен Шахназаров. Конфликтовал Дунаевский и с Инной Чуриковой, игравшей маму Ивана: «Она на площадке такая задумчивая, сложная, это мешает. Чурикова играла учительницу, а откуда ей было знать, как живут учительницы, она же “в космосе“ жила!»

У Анастасии Немоляевой сложились прекрасные отношения с экранным папой Олегом Басилашвили. Зато родной отец, оператор картины, нередко делал ей замечания: «Зря ты ешь мороженое! Щеки в кадре будут круглыми».

Работа над имиджем героев проходила непросто. «Меня заставили надеть панаму, – вспоминает Федор. – Хотя я сопротивлялся. Куртку навязали страшную – я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: Иван должен выглядеть странно. Пришлось подчиниться».

С нарядами профессорской дочки Кати дело обстояло еще сложнее. «У меня модных вещей было мало, – рассказывает Анастасия. – Что-то приносил Карен Георгиевич. Красно-черный наряд, в котором я прихожу на первое свидание, он, насколько я помню, взял у супруги. А бежевый свитер, в котором прогуливаюсь возле МГУ, привезла из Франции папина приятельница».

«Курьер»

Подыскивая актеров для участия в сценах молодежных тусовок, Карен Шахназаров обратился в… милицию. «На съемки финала съехалась вся местная шпана, которой руководил Володя Смирнов (Базин), – рассказывает режиссер. – В какой-то момент я отвлекся, а через секунду обнаружил, что все исчезли. Потом выяснилось: побежали с кем-то драться. Вернулись с побитыми физиономиями. Но ничего, синяки замазали, продолжили работу».«Жизненно, понимаешь…»

Однажды площадку «Курьера» навестил первый секретарь Московского комитета партии Борис Ельцин. Когда директор студии потребовал ознакомить первого человека Москвы со съемочным процессом, Шахназаров растерялся: он уже завершил съемки. «Так делай вид, что снимаешь!» – приказал директор. «Я вызвал актеров, – вспоминает Шахназаров. – И мы изображали процесс. Пленку тратить не стали, работали с незаряженной камерой. Ельцин посмотрел декорации, сказал: мол, жизненно».

После выхода «Курьера» на актеров обрушилась популярность.
– Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома.


«Курьер»

– Том Круз приходил на «Мосфильм» с делегацией «Совэкспортфильма», – рассказал Дунаевский. – Ему сказали: «Том, твой последний фильм смотрели 10 миллионов человек, а фильм этого парня – 50 миллионов». А в Америке актеры получают деньги с проката. Он в уме подсчитал и говорит мне: «О, вы богатый человек!» А у меня зарплата была 140 рублей. Я долго смеялся.

20 лет спустя
Анастасия Немоляева окончила ГИТИС, играла в Театре на Малой Бронной. Родила двух дочек. Несколько лет назад оставила театр, чтобы организовать художественную студию. Сейчас она расписывает мебель: среди клиентов – Роман Абрамович, для которого Немоляева создала интерьеры детских комнат. «Я счастлива, что могу не волноваться, будут меня снимать или нет.

У меня есть любимое дело, я всегда занята», – говорит она, но о своем актерском призвании не забывает: недавно Немоляева снялась в фильме Александра Рогожкина «Перегон».
Федор Дунаевский уехал в Израиль, где живет его сестра. Здесь ему довелось послужить в театре и даже сняться в кино. Но потом бросил все и вернулся в Москву, где поступил учиться на курс к Сергею Соловьеву.

«Курьер»

Однако в кино Дунаевский больше не снимается. Позанимавшись в Италии и в московском «Домодедово» какое-то время бизнесом, он всерьез увлекся драматургией. «Я начал что-то писать, – говорит Федор. – Во что это выльется? Думаю, что это будет фильм». У него двое детей – сын 11 лет и дочь 9 лет. На вопрос, чем он занимается, Федор отвечает: «Созерцанием».

После выхода «Курьера» на актеров обрушилась популярность.

На рядовых показах в кинотеатрах люди не уставали аплодировать. Это немало поразило тогда создателей картины. Письма от поклонников шли нескончаемым потоком. Больше всего их получали, конечно же, исполнители главных ролей.

– Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома, – вспоминает Немоляева.

«Курьер»

– Письма приносили целыми мешками. На все ответить я, конечно же, не могла. Писали даже из тюрем, из армии. Кто-то придумывал продолжение истории. Видимо, уже тогда в людях была сильна подсознательная любовь к сериалам.

Присылали подарки, сувениры, из Таджикистана я получала ароматные дыни. Ну и признания в любви были, само собой. Честно скажу, никогда до этого такого внимания со стороны молодых людей я не ощущала.

Незнакомые подростки выслеживали меня и по вечерам пели под окнами серенады. От этих знаков внимания страдали все мои соседи. Продолжалась эта истерия несколько лет. Я в то время жила недалеко от «Мосфильма» и по вечерам, когда возвращалась домой на троллейбусе, часто понимала, что за мной кто-то следит.

Поэтому порой даже приходилось путать следы, чтобы поклонники не узнали, где я живу: я заходила на «Мосфильм» через проходную, а потом выходила через другой выход. Хотя один раз какой-то безумный наркоман меня все-таки выследил. На следующий день штурмовал мою квартиру, пытаясь выбить дверь. Мне тогда даже пришлось вызвать милицию».

За год фильм «Курьер» посмотрели около 50 миллионов человек


Любимая сцена Федора Дунаевского – сон Ивана, где тот в белом фраке получает Нобелевскую премию, – в фильм не вошла. Сцена снималась в ДК МГУ, в массовку пригласили 300 человек, женщинам выдали бриллианты. Но режиссер посчитал, что сон говорит о тщеславии героя, а Иван не должен быть тщеславным.

Недавно создателям «Курьера» предложили снять продолжение фильма. У сценариста Александра Бородянского по этому поводу возникли сомнения: «Как сделать, чтобы Иван и в продолжении остался таким, как был? Грустно, если в юности человек был героем, а потом превратился в обывателя…»

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий