История создания фильма «Гостья из будущего»

Жанр: детский фильм, научная фантастика, приключения, фэнтези
Телесериал. Борьба с космическими пиратами, захватывающее путешествие во времени, знакомство с девочкой из будущего Алисой Селезнёвой — вот к чему привёл обычный поход за кефиром мальчика Колю из 6-Б класса. Фильм поставлен по мотивам фантастического романа Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».
В фильме снимались: Наталья Гусева, Алексей Фомкин, Илья Наумов, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Марьяна (Марианна) Ионесян, Елена Метелкина, Евгений Герасимов, Владимир Носик, Юрий Григорьев, Игорь Ясулович, Георгий Бурков, Валентина Талызина, Мария Стерникова, Людмила Аринина, Татьяна Божок, Екатерина Васильева, Антон Суховерко, Семён Бузган, Алексей Муравьёв, Екатерина Авербах, Елена Коляскина, Мария Баукина, Наталья Шанаева, Вячеслав Баранов, Наталья Варлей, Андрей Градов, Елена Цыплакова, Борис Щербаков, Рубен Симонов
Режиссер: Павел Арсенов
Сценаристы: Павел Арсенов, Кир Булычёв
Операторы: Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко
Композитор: Евгений Крылатов
Художник: Ольга Кравченя
Премьера фильма состоялась 25 марта 1985г

Гостья из будущего

Гостья из будущего

Сказки нашим детям не нужны
«Гостья из будущего была снята по книге Кира Булычева (псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко) «Сто лет тому вперед». Знаменитый фантаст написал сценарий вместе с режиссером Павлом Арсеновым. И получился у них «культовый детский сериал». В 1985 году, когда фильм вышел на экраны, студию Горького поклонники просто завалили письмами. Ажиотаж по Союзу был просто невообразимый! Все мальчишки как один влюбились в Наташу Гусеву, девчонки – то в Фомкина, то в Илюшу Наумова…

 На съёмках фильма "Гостья из будущего"

На съёмках фильма «Гостья из будущего»


Сейчас уже мало кто поверит, что высокое киноначальство не верило в успех фильма, более того, чиновники утверждали, что такие сказки советским детям не нужны. Из-за этого проекту катастрофически урезали бюджет. Декорации «КосмоЗоо» и Москвы конца XXI века строились за такие деньги, за которые фантастику просто не снимают. А из животных во вселенском зоопарке представлены только крокодил-«интеллектуал»

Сеня и говорящий козел Наполеон. На склисс (двуногих коров с планеты Паталипутра), которые были в изначальном сценарии, денег не было. Кстати, муляж крокодила немало позабавил съемочную группу. Когда пошел дождь, его положили в одном из помещений Ботанического сада, чтобы не промок. Публика его очень боялась и обходила стороной, а киношники говорили: «Он не опасный, мы ему огромную дозу снотворного вкатили». Наполеона же Игорь Ясулович приманивал сигаретами «Тройка» – любил козлик пожевать табачный лист…

Не формат

Как это обычно в кино и бывает, исходный сценарий изменился местами до неузнаваемости, многие вещи, выписанные у Булычева, в фильм не вошли или трансформировались…
К примеру, дедушка Павел, которого сыграл Владимир Носик, должен был быть экстремалом, ездящим на одноколесном цирковом велосипеде в очень оригинальном костюме: зеленое обтягивающее трико с длинными носками, на голове шапочка с пером.

 На съёмках фильма "Гостья из будущего"

На съёмках фильма «Гостья из будущего»

Перемены в экранном варианте произошли с роботом Вертером. По сценарию, герой Евгения Герасимова был гораздо менее человечен: «Робот человекоподобен, но с человеком его никак не спутаешь.

Круглая металлическая голова поблескивает под солнцем, проникающим сквозь стекло, круглые глаза чуть светятся, но остаются неподвижными, вместо рта – решетка, из которой исходит голос». Согласимся, смутно можно себе представить столь же прикольно звучащими слова про состязания роботов-гитаристов не из уст блондина Вертера, а из-за какой-то решетки…

Пропал эпизод, где Коля (Алеша Фомкин) ведет диалог с флиппом (по сценарию летающее такси называлось, кстати, «пузырем»). Коля берет управление на себя, а агрегат говорит, что мальчик превысил скорость и что игры в пиратов в воздухе запрещены.

 На съёмках фильма "Гостья из будущего"

На съёмках фильма «Гостья из будущего»


Пираты в исполнении Вячеслава Невинного (Весельчак У) и Михаила Кононова (Крыс) были любимы зрителями ничуть не меньше положительных персонажей. Высокие технологии XXI века позволяли им перевоплощаться в кого угодно, что добавляло сюжету закрученности и комизма. Впрочем, и их эпизоды начальство резало по каким-то своим, неведомым соображениям.

Не вошел в фильм эпизод, когда Коля, настигнутый Весельчаком У и Крысом, идет на уловку: предлагает пиратам вишневое мороженое и привлекает толпу, утверждая, что пришелец может съесть за раз 100 порций. Облепленные зеваками, тянущими им стаканчики, пираты вынуждены оставить Колю в покое.

Гости из настоящего

Как ни странно, никто из ребят, снявшихся в «Гостье», не стал суперзвездой. Даже исполнившая роль Алисы Наташа Гусева не пошла в актрисы, хотя фанаты одолевали ее еще долгие годы. Наташа закончила институт и работает в московском НИИ. Вышла замуж, в 1996 году у нее родилась дочь.
Марьяна Ионесян, сыгравшая Юлю Грибкову, закончила философский факультет МГУ. Сегодня она живет в США.



 На съёмках фильма "Гостья из будущего"

На съёмках фильма «Гостья из будущего»


Семен Бузган, сыгравший Колю Садовского, живет в городе Хайфе (Израиль) и работает на одной из русскоязычных радиостанций.
Алексей Фомкин, отслужив в армии, поработал разнорабочим в Москве, женился и уехал в деревню, на родину. В 1996 году его не стало.

Очкастую первоклассницу (в которую перевоплотился Крыс), обозвавшую Юлину бабушку «мымрой старой», в фильме сыграла Лена Перова. Сегодня она известна широкому кругу публики, как экс-солистка группы «Лицей» и как ведущая телепрограммы «Жизнь прекрасна». Совсем недавно она приняла участие в одном из «Последних героев».

«Алиса, миелофон у меня!»
Помимо героев в фильме есть прибор, сыгравший во всей истории очень важную роль, точнее говоря, основную роль! Помните сакраментальное: «Алиса, миелофон у меня!»? Эта фраза из фильма стала самой известной цитатой. Что же это за диковина такая?

Миелофон, прибор для чтения мыслей, создан «будетлянами» на основе естественным образом кристаллизированной плазмы с астероида Власта. Он снабжен усилителем и декодером, преобразующим считываемые биоэлектрические сигналы в поверхности коры головного мозга в стройную систему словесных образов, и транслирующий их непосредственно в мозг оператору (так что языкового барьера для него не существует).

Настраивается включением кристалла, реагирующего на любой источник видимого света, действует в радиусе до шести метров. Именно его забрал Коля Герасимов из будущего, чтобы спасти от космических пиратов.

«С этим миелофоном мы долго ломали голову, – говорит художник-постановщик фильма Ольга Кравченя. – Плохо себе представляли, как же он должен выглядеть, а Булычев никаких разъяснений дать не мог, поскольку и сам этого не знал… И вдруг кто-то из съемочной, группы рассказал, что видел в магазине сувениров такую стекляшку в коробочке, которая очень нам подойдет.

 На съёмках фильма "Гостья из будущего"

На съёмках фильма «Гостья из будущего»

Мы сразу отправились туда, посмотрели и поняли – вот он, миелофон. А на самом деле это был обычный уральский сувенир, полупрозрачный, необработанный кварц. Размером он был с небольшой фотоаппарат. Единственное изменение, которое мы внесли в его внешний вид, так это приклеили лямку, чтобы его было удобнее носить. Куда он делся после фильма, честно говоря, не знаю…»
К сведению…

Крокодил, которого изучала Алиса, был сделан из пенопласта и выглядел ненатурально по вине водолазов, которым не удалось его достаточно притопить.
В сцене, где Алиса сидит у Юли Грибковой на плечах, накрывшись пальто (для конспирации, чтобы обмануть пиратов, они изображают высокую женщину), вместо Марьяны Ионесян в юбочку одели Алешу Фомкина. Бедный Леша ничего не видел и периодически выпадал из кадра, потому что не знал, куда идти. Сцену снимали целый день.

Когда профессор Селезнев говорит с перевоплотившимся в гостя из «системы Стрельца» Крысом, он произносит не то чтобы уж совсем абракадабру. Это перевернутая скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит».

Как снимали крокодила

Крокодила сняли плохо. Сам он был сделан очень хорошо. По-моему, он был из пенопласта, но его действительно очень классно сделали. Мы снимали эту сцену в ботаническом саду, у них там есть главное здание, где все ботаники обитают, и, когда пошел дождь, этого крокодила выловили и затащили в холл.

Камеру туда затащили, мы все стоим, и этот крокодил лежит на полу. Ботаники мимо ходят и говорят: «Ой! Что это у вас? Крокодил?»


На съёмках фильма «Гостья из будущего»

На съёмках фильма «Гостья из будущего»


Мы говорим: «Да, крокодил.» — «Что же вы его не связали?» — «А зачем, мы его усыпили. Такую дозу вкатили! Ничего страшного». -«Да?» — но на всякий случай мимо нас пробирались сторонкой и старались держаться подальше. Действительно, крокодил был очень похож. Просто его плохо сняли. Они (водолазы) его плохо притопили, видно, что он там плавает.

Под ним был водолаз. Крокодил должен был пасть открывать, лапками перебирать…
Вообще, первоначально по сценарию, меня пираты должны были сталкивать к нему. Я должна была падать в воду, а он меня спасать. Но, поскольку снимали эту сцену в мае месяце, вода была холодная.

Я пищала, кричала, что нет, что я все равно могу упасть, мне это раз плюнуть. Я могу плавать, давайте меня уроним… Мне сказали: «Нет. Перебьешься. Мы это снимать не будем….»

Гостья из будущего

Гостья из будущего


Наполеон и электрон

Мы снимали это все в Ботаническом саду. Забавные были съемки… И надо Вам сказать, что на мой взгляд, получилось… Да что на мой взгляд! И не только, картину действительно полюбили миллионы, она получилась. И должен Вам сказать, что люди до сих пор подходят.

Раньше, я помню — детишки, а сейчас уже взрослые, которые тогда были детишками, говорят, что помнят эту картину, «Гостью из будущего». А съемки действительно были… Ну, Паша был замечательным, профессиональным человеком — все четко организованно было на площадке.

Работали мы с большим удовольствием, а что касается этого козла… Там забавная история была, когда я все ждал, когда мне придется с ним играть. Привыкнуть к нему, подрессировать.

Какое-то время нужно, как и обычно у нас происходит, если ты осваиваешь новую профессию, то нужно освоить ее как следует. Хотя бы азы, основные вещи. И здесь тоже, вроде бы с козлом сниматься… Пусть он даже дрессированный, но надо как-то друг к другу привыкнуть и приспособиться.

Гостья из будущего

Гостья из будущего


А дрессировщик так как-то, спокойно: «Не волнуйся, все в порядке. Подойдет время — узнаешь.» И действительно, так оно и происходило: в эпизоде нужно было, чтобы он за мной бежал, и когда я спросил: «ну вот уже, сейчас скажут «мотор!», что делать-то?» Он говорит: «сигареты есть?», а я тогда курил. «Доставай тогда сигареты и… козлу дай. Помани его.»

И действительно, он как увидел сигарету, за мной побежал и бегал как на веревочке, как привязанный. Я изумился, а дрессировщик мне: «а что изумляться? Это же травка.»

Причем, я думал, что «Нет. Это вероятно, дрессировщик испортил козла.» Думал, что он его так приучил к этому наркотику табачному. А когда я оказался на Соловках, и увидел таких нежных, беленьких, чистеньких козочек молоденьких, я им подсунул сигарету и оказывается, что они тоже… неиспорченные.

Гостья из будущего

Гостья из будущего


Трава! Им нравиться, они съели… А еще один, следующий момент, это когда он должен был поддевать рогами, дрессировщик говорит: «когда момент подойдет, ты его в лоб ткни, а он тебя. В ответ. Только так повернись, что бы он тебя не задел слишком сильно…» Вот так и приходилось. Такой там балет был. Вот собственно и все, что я могу сказать по поводу этой картины, вроде это и небольшой кусочек, но он оказался таким заметным.

Смешной случай на съемках?
Сразу вспомнить тяжело, наверное, будет. Вот эпизод: снимали кусок, когда мы с Марьянкой загримированные. Нас поджидают пираты, и из подъезда выходит двойной человек.

Ну, естественно, Марьянка меня столько не протаскала бы на себе. Режиссер, недолго думая, выловил из автобуса бедного спящего Алешу Фомкина, который играл Колю Герасимова: «Давай мы на тебя наденем форму, тапочки, и вперед!»

Марьянку бедную раздели, его обрядили. Марьянка ходит в каком-то полотенце. Меня на него посадили. Он, бедный, в этом плаще, естественно, ничего не видит, а киношники еще издеваются. Нет, чтобы это просто снять, так они еще несколько кадров снимали, на общем плане, причем он же идет неровно, все время у них из кадра выпадает.

Они говорят: «Так, мы вам сейчас линию начертим, вы по ней идите.» Но он-то все равно ничего не видит. Я на нем сижу и так тихонечко командую: «Левее, еще левее, правее». Ужас просто! И все это снимали почти целый день… Леша бедный был уже не рад, да и мне какое удовольствие.. Он идет, качается, ничего не видит под ногами…

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий