История создания фильма «Чародеи»

Жанр: комедия, музыкальный фильм, научная фантастика, экранизация
Двухсерийная телевизионная музыкальная комедия с элементами фантастики — о любви и коварстве, о волшебных силах, которые помогают жениху (Александр Абдулов) после множества приключений накануне Нового года расколдовать его возлюбленную (Александра Яковлева), научную сотрудницу Института волшебства. Фильм снят по мотивам знаменитой повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
В фильме снимались: Александра Яковлева, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Роман Филиппов, Анна Ашимова, Семён Фарада, Евгения Абрамова, Ирина Бельгер, Вера Смоляницкая, Лилия Макеева, Леонид Харитонов, Николай Парфёнов
Режиссер: Константин Бромберг
Сценаристы: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Оператор: Константин Апрятин
Композитор: Евгений Крылатов
Премьера фильма состоялась 31 декабря 1982г

Суздаль. Ночь. Кромешная тьма. И только небольшой участок земли, выбранный для съемок «Чародеев», ярко освещен софитами. Вдруг в черном небе появляется яркая точка и зависает над съемочной группой… «То, что это был не самолет и не вертолет, а какой-то неземной летающий объект, могут подтвердить десятки людей, – говорит второй режиссер «Чародеев» Юлия Константинова. – Девушки закричали, Саша Абдулов замер от неожиданности… Надо же – мы вызвали интерес у внеземных цивилизаций! Жаль только, что снять «тарелку» не успели. В тот момент работала комбинированная камера, и, пока ее переставляли, объект улетел…»

Чародеи

«Чародеям» в нынешнем году стукнет ровно 30 лет, на протяжении которых без этой милой сказки для взрослых и детей не обходился ни один новогодний телеэфир. Главным магом и чародеем этого фильма можно назвать режиссера-постановщика Константина Бромберга. Это ему удалось пробить на телевидении (а картина снималась Одесской киностудией по заказу Центрального ТВ) сценарий Стругацких.

Чародеи

Тогда у власти был еще Брежнев, а Стругацких, как и «Мастера и Маргариту», читали в самиздате, – говорит Юлия Константинова. – Но Бромберг, который за год до этого снял успешный фильм «Приключения Электроника», все же добился постановки «Чародеев».

Хотя без ножниц все равно не обошлось. Вырезали большую часть роли говорящего кота, которого блистательно озвучил Георгий Вицин. Власти боялись, как бы у зрителя не возникло прямой ассоциации с булгаковским говорящим котом…»

Вспоминает режиссёр фильма Константин Бромберг. — Мы вместе со Стругацкими работали над сценарием фильма. Стругацкие в те годы был запрещены не для читателей, а для кинематографистов, и ставить их запрещали. Я пошел на хитрость — заявил, что собираюсь снимать фильм по мотивам произведения Стругацких.

Сначала предполагалось, что «Чародеи» будет сниматься как кинофильм, но кино дрогнуло, когда встретилось со Стругацкими, и быстро за моей спиной передало сценарий на телевидение, посоветовав снимать телевизионный фильм.

На тот момент начальство ЦТ было озабочено — что же показать на Новый год. Снимать просто развлекательное кино тогда не разрешалось. В фильме должна быть воспитательная идея.


Мы решили высмеять бюрократизм и выслуживание перед начальством. В редакторы на эту картину мне дали секретаря парткома. И поставили условие: вся эта история может происходить только в сфере обслуживания; даже физиков нельзя задевать. Тогда мы и придумали фабрику музыкальных инструментов. Было и еще одно условие: картина должна быть новогодней, а значит, веселой, музыкальной, что определило актерский выбор. В серьезном телефильме мы бы снимали в главной роли Костолевского. А новогодняя лента — это народная комедия, так что вместо вальяжного Костолевского я стал рассматривать легкого, искрящегося Александра Абдулова.

Однако руководство ЦТ не захотело утверждать Абдулова из-за «черного пятна» в биографии — в прошлом у него остался роман с американкой, которую считали шпионкой, из-за чего Александр даже стал невыездным.

Чародеи

Вместо Абдулова на главную роль Ивана теленачальство навязало Сергея Проханова («Усатый нянь»). Он в свое время был женат на дочке маршала, что давало ему зеленый свет.

Проханов меня категорически не устраивал, но спорить с руководством было сложно, — рассказывает Бромберг. — От нас потребовали начинать съемки, и мы были вынуждены снимать Проханова, но оператору я по-тихому рекомендовал снимать актера со спины, мол, все равно добьюсь Абдулова. В итоге в картину попали куски, в которых герой Иван снят со спины — и это актер Проханов. А дальше в фильме — Абдулов.

Старт без главного героя
В первые дни «Чародеев» снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Виторган играет на трубе, а веснушчатая сестренка Вани задорно поет «Три белых коня», Абдулова заменяет дублер. Так называемые крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство (до этого они так же отвергли Михаила Боярского).

Когда же его наконец одобрили, выяснилось, что актер не только играет в театре, ежедневно репетирует, но и снимается в четырех картинах одновременно. «Чародеи» были пятыми… Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

«Я вообще не знаю, когда спал Абдулов, – говорит Юлия Константинова. – При этом, что удивительно, усталость совершенно не отражалась на его лице, он был неутомим. Помню, однажды позвонил мне домой в один из редких выходных дней и говорит: «Юль, ты представляешь, сегодня на всех пяти фильмах нет съемок, я целые сутки свободен. Что мне делать?» У него выпал один свободный день, и он не знал, чем себя занять!»



Рассказывает Эммануил Виторган: «Ехали мы как-то с Абдуловым из Суздаля в Москву на его машине, а до этого пива выпили. Два поста ГАИ миновали спокойно, на третьем нас тормознули. И что вы думаете делает Абдулов? Выходит из машины с бутылкой и начинает пить…
– Что вы делаете? Как вы дальше поедете? – спрашивают ошалевшие гаишники.
– Да вот выпить захотелось. А дальше я и не собираюсь ехать, я здесь остаюсь, – отвечает наглый Абдулов.
До Москвы мы добрались на такси».

Чародеи

Настоящая ведьма

На роль Аленушки пробовались многие популярные ныне красавицы-актрисы, но остановились на обаятельной Александре Яковлевой, известной к тому времени по фильму Александра Митты «Экипаж»: мила, стройна, красива. Но характер… «Характер у Саши был не простой, с ней не соскучишься, – делится с «Суперзвездами» Юлия Константинова. – Помню, Бромберг в самом начале съемок сказал: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли».

Не трогала Саша только режиссера и главного оператора, потому что от них зависело, сколько ее будет в кадре и красивая ли она получится. Особенно Сашенька раздражала нас своим многочасовым гримом. Она начинала работать с гримером задолго до начала съемок, но все равно не успевала.

Это могло свести с ума кого угодно, тем более актеров, которые так дорожат своим временем. Но упрекать Сашу за то, что она была так требовательна к своему лицу, нельзя. В конце концов все мы работали на результат, а для фильма требовалось, чтобы главная героиня была неотразима».

Валентин Гафт, игравший влюбленного в Алену Игоревну Сатанеева, в один прекрасный день не выдержал: «Все, мне это надоело! Сниматься с Яковлевой больше не буду!» Так и сделали: больше половины картины снимали отдельно Гафта, отдельно – Яковлеву, а соединяли их с помощью монтажа. На озвучание актеры тоже приходили порознь.

Но в картине был один эпизод, где озвучивать отдельно было невозможно, и тогда режиссер решил рискнуть и пригласил Гафта вместе с Яковлевой. В конце работы Саша как ни в чем не бывало бросилась ему на шею, и они… расстались друзьями. «Ну почему она не сделала это хотя бы на несколько дней раньше? Это бы очень серьезно облегчило нам задачу», – досадовала съемочная группа.

Чародеи

Где был Золотухин?

Самой маленькой на съемочной площадке «Чародеев» была Аня Ашимова (теперь по мужу Гайдаш):
– Мне тогда было всего 8 лет. Ни родители, ни родственники к кино никакого отношения не имели. Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, стояла в коридоре в ожидании занятий. К нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино, и записала координаты.

«Я буду сниматься в кино!» – заявила я дома, хотя еще ничего толком не было известно. Но я была уверена в себе. Потом прошла фото- и кинопробы. Хотя кинопробы мне никак не удавались.

Надо было прочитать текст, в котором говорилось, что я вредная девчонка, плохо учусь… А я не хотела этого говорить, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки.

Для меня все было игрой. Это сейчас я понимаю, что вместе со мной работали знаменитости, а тогда я этого не осознавала. К Виторгану приставала: «Дядя Эмма, достань воробышка!» Михаил Светин привез мне подарок от своей дочери – целую стопку календариков. После этого я начала их коллекционировать.

А вот Золотухина на съемках я вообще ни разу не видела и узнала, что он тоже снимался в фильме, лишь после просмотра «Чародеев». Абдулов, помню, всегда веселил съемочную группу в критические моменты. Все устанут, вымотаются, а он начинает рассказывать какие-то байки с хохлацким говором или анекдоты с грузинским акцентом. Народ похохочет, расслабится и опять за работу.

А вот Екатерина Васильева казалась мне очень строгой дамой. Недавно мы встретились с Екатериной Сергеевной в зрительном зале перед спектаклем, я подошла к ней, представилась… Она очень обаятельная и добрая женщина.

Чародеи

«Лю-ю-ди! Кто так строит?»
Семен Фарада как-то признался: «Я сыграл 130 ролей, а все помнят только две: «Уно моменто» и «Кто так строит?». У «гостя с юга» в сценарии «Чародеев» было всего пять фраз. Я поставил режиссеру Бромбергу условие, чтобы мой персонаж проходил через весь фильм. По ходу съемок мы много импровизировали, дописывали текст, и получилось, кажется, смешно…»

Место съемок, где заблудился герой Фарады, теперь начинают приписывать себе многие организации. Например, на сайте Института биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова написано: «С высоты птичьего полета контуры нашего здания напоминают фрагмент двухцепочечной спирали ДНК, в коридорах легко заблудиться… Именно поэтому институт был выбран для съемок фильма «Чародеи».

Развеем слухи: Фарада блуждал не в стенах институтов, а в «Останкине». Все, кто хоть раз бывал на телецентре, знают, как там сложно отыскать среди сотен однотипных коридоров и коридорчиков нужный кабинет. Вот и режиссер Константин Бромберг наполнил личными впечатлениями об «Останкине» свою картину.

Вообще большая часть съемок «Чародеев» проходила в останкинском зимнем саду. Изба со скатертью-самобранкой была сооружена в павильоне Киностудии имени Горького, уличные съемки шли в туристическом комплексе в Суздале, а все сказочные действа (проход через стены Абдулова и Виторгана, полет Саши Яковлевой на метле) отсняты на Одесской киностудии.

Чародеи


Чародеи-2002
За прошедшие три десятилетия в жизни главных действующих лиц «Чародеев» многое изменилось. Михаил Светин, Валерий Золотухин и Эммануил Виторган по-прежнему на виду у публики благодаря театральным и киноработам.

Режиссер картины Константин Бромберг теперь живет в США, где занимается разработкой концепции создания русско-американского канала.
Александра Яковлева с 1993 года возглавляла Комитет по культуре и туризму при мэрии родного Калининграда и одно время являлась вице-мэром Калининграда.

В последние годы Семён Фарада отошёл от работы из-за серьёзной болезни. В 2000 году у актёра произошёл обширный инсульт, нарушилась речь. После этого он прошёл курс лечения, начал передвигаться по квартире с тростью и разговаривать.

Однако на долю Фарады выпали новые испытания — прошло всего полтора года и артист сломал шейку бедра. Последовали три операции, затем — второй инсульт. Ушёл из жизни 20 августа 2009 года.

Екатерина Васильева теперь говорит, что она в первую очередь казначей храма на Софийской набережной Москвы, а уже потом – актриса. Екатерина Сергеевна снимается в кино и играет в театре только с благословения батюшки.

Озорной сестренке Ивана Ане Ашимовой 9 января стукнет 40 лет. Она не пошла учиться в театральный, а стала экономистом-системотехником. Какое-то время работала бильд-редактором одного из популярных журналов, а последние два года занимается воспитанием и образованием сына Саши .


Автор: Татьяна Богданова

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий