Как снимали фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

Жанр: комедия, приключения
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распэ, но по сути является самостоятельным произведением. «Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон, (Янковский), хочет жениться на любимой им Марте (Коренева), но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена (Чурикова), «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким же как все, но барон этого не хочет, да и не может. Герцог (Броневой) разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.

В фильме снимались: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семён Фарада, Всеволод Ларионов
Режиссёр Марк Захаров

Композитор Алексей Рыбников

Премьера фильма состоялась 31 декабря 1979г

Награды: Приз за лучшую режиссуру Марку Захарову, приз жюри журналистов на ХХ Международном кинофестивале телефильмов «Злата Прага», 1980.

Фильму-сказке Марка Анатольевича Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» в декабре исполнится 33 года. Возраст для фильма приличный. А интерес к этой философской и ироничной притче-сказке, поставленной блистательным режиссером Марком Захаровым, не исчезает. Впервые советские зрители увидели фильм по телевидению 31 декабря 1979 года.

Тот самый Мюнхгаузен

Кто был кто?
В роль Феофила «вживался» молодой, подающий надежды актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.
На роль Рамкопфа пробовался актер из МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него симпатия зрителей.

Леонида Броневого утвердили без проб
В образе Великого Обманщика режиссер Марк Захаров видел только Олега Янковского, хотя на худсовете в «Мосфильме» говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!».

Тот самый Мюнхгаузен

Самым мучительным оказался поиск Марты. Марк Анатольевич отстаивал актрису своего театра Татьяну Догилеву. Догилева от природы темно-русая, а для проб ее покрасили в брюнетку. С тех пор Догилева стала постоянно красить волосы, шутила: «Спасибо Захарову!» Ее не утвердило руководство «Мосфильма», и на Марту пробовались И. Мазуркевич, Г. Золотарева и другие. Создатели картины раскладывали «пасьянс» из фотопроб, одна из них показалась самой необычной. Елена Коренева рассказывает, что в день, когда делали ее фотопробу, она узнала о смерти своей подруги – режиссера Ларисы Шепитько, и, видимо, в ее лице на фотографии было что-то особое. В то время Коренева носила прическу ежик – «под мальчика», а снималась в многоярусном парике и с накладными ресницами.

Жизнь за кадром
Часть съемок фильма проходила в ГДР, и там единственная дама в мужской компании – Елена Коренева (Чурикова бывала наездами) – стала объектом обожания самых знаменитых и красивых актеров советского кино. Все они наперебой за ней ухаживали, превратив это в уморительный спектакль. Абдулов и Ярмольник клялись ей в любви, причем Ярмольник даже сделал предложение руки и сердца и, напоровшись на шутливый отказ, тут же заявил, что просто проверял Елену на «слабо», чтобы обрести на нее «монополию». Тут же подходил загадочно-томный Янковский и вздыхал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться… испытать… прочувствовать?..» После чего двое ассистентов схватили Елену в коридоре на руки, принесли в номер к Янковскому и бросили ему на кровать. Но дальше шуток дело не пошло.


Однажды Абдулов прибежал в ее номер и попросил обнажиться, когда он постучит, после чего пулей вылетел. Вскоре раздался стук. «Лен, открой на секундочку, очень надо», – послышался голос Абдулова. Актриса тоже любила розыгрыши, поэтому кофточку скинула, дверь открыла. А там Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и Кваша стояли перед дверью на коленях и держали батон сервелата, который «задорно был поднят вверх тугим и круглым концом». «Лена…» – начал было самый решительный, но «вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота». Так историю описала Коренева. Однако один из участников того розыгрыша рассказал, что на самом деле, когда мужики по пояс голые и с сервелатом ворвались в номер к Кореневой, то застали ее не одну, а с Абдуловым. Легенда гласит, что Абдулов, увидев конкурентов, только и вымолвил: «Ребята, ну вы чего?!»

Отрывок из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» — «Улыбайтесь господа,улыбайтесь»

А вскоре мужчины получили «ответный удар» от «дамы сердца». Коренева позвонила своему другу сердца – Алексею Менглету, сыну известного актера, и тот из ФРГ примчался к ней в ГДР, нарушив паспортный режим. Марк Захаров на свой страх и риск договорился, чтобы гостя оставили в отеле на ночь. На следующий день, как вспоминает Коренева, она на съемочной площадке из-за перетянутого корсета чуть не упала в обморок, но в группе все решили – это следствия страстной ночи любви.

Тот самый Мюнхгаузен

Быт за кадром
– Это был мой первый визит за границу. Хотел прикупить западного барахлишка и провез через таможню полуторалитровую банку икры, но продать ее там не смог, – вспоминает актер Владимир Долинский (пастор). – Пришлось всей съемочной группе есть эту икру деревянными ложками, которые привезли в качестве сувениров. На съемках мы вообще ели от пуза.

Алексей Рыбников – Вальс

В фильме есть эпизод, когда меня, пастора, барон (Янковский) и Якобина (Чурикова) усаживают за стол. А на столе – жареная осетрина, копченое мясо, фрукты! Сперва решили сцену отрепетировать. Я намеренно с утра ничего не ел и накинулся на еду.

Тот самый Мюнхгаузен

Захарову понравился мой аппетит, он велел ассистентам заново накрыть на стол и скомандовал: «Мотор!» А я уже на деликатесы смотреть не могу! Тогда мне дали целлофановый пакетик, куда я сплевывал еду. Так и снимали: камера смотрит на меня – жую, отводится – сплевываю.

Как свои два пальца…
…В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать.
– Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – рассказывает Долинский. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров!
Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать.

Интересно, но факт…
Из фильма цензоры вырезали единственный эпизод, когда охотник сидит в гостинице, а окружающие ему говорят: дескать, мы учимся сейчас по вашим книгам, они представляют огромный интерес. А в это время вся страна изучала «Малую землю» Леонида Ильича Брежнева.
Зато в фильме осталось много других интересных моментов, так как его принимали перед Новым годом, и у руководства было хорошее настроение.
Гонорары актеров
Янковский – 3800 руб.;
Кваша – 2788 руб.;
Чурикова – 2525 руб.;
Абдулов – 1874 руб.;
Катин-Ярцев – 1818 руб.;
Коренева – 1705 руб.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий