Николай Бурляев

Николай Бурляев

Актером Бурляев стал вопреки желанию большинства своих родных и знакомых. Они не верили, что мальчик-заика может сделать карьеру в кино.В кино дебютировал как актер в возрасте четырнадцати лет в фильме А.Кончаловского «Мальчик и голубь» (1960).

Николай Бурляев

В 1962 году он снялся в киноповести Андрея Тарковского «Иваново детство» (История создания фильма) . Действие фильма происходит в период Великой отечественной войны. Бурляев сыграл здесь главную роль — подростка Ивана. Дети-партизаны, дети-разведчики, дети-мстители — считается, что Тарковский разрушил мифологию детского героического кино тем, что показал ужасную несовместимость войны и детства.

А всё началось со случайной встречи на улице Горького, на которой жила семья Коли Бурляева.  Здесь располагались сразу три театра, поэтому видеть театральную богему можно было ежедневно. Шел 1959 год, когда на углу нынешней Тверской 13-летнему Коле преградил путь Андрон Кончаловский.

Какой-то юный человек, упитанный, говорит: «Иди-ка сюда, мальчик! Ты мне нужен, ты мне подходишь». Я говорю: «Для чего?» Он мне начал объяснять, что он оканчивает ВГИК, ищет такого мальчика, как я (все лето ищет), для кино. Для меня мир кино уже был открыт, я уже до этого пробовался в двух фильмах на Мосфильме, но на оба я не был утвержден, брали брата моего, как правило.

То ли потому что я заикался с самого детства и еще не умел управляться с речью, быть может, это влияло, а может, и еще что-то. Но я уже бывал на Мосфильме. Уже в 1954 году я был перед кинокамерами, у меня проба была первая в жизни. Я с братом бывал на премьерах и т. д., этот мир мне был известен, но учитывая то, что мне родители говорили: «На улице ни к кому, ни с кем, крадут мальчиков»,— я прослушал все то, что он мне говорил, и говорю ему: «А у вас есть документы?» Он улыбнулся, говорит: «Какой ты дотошный». Дал мне студбилет, оттуда я и узнал, что это Михалков-Кончаловский. Так он и определил дальнейшую жизнь.

Отрывок из фильма «Иваново детство»



У Кончаловского Коля Бурляев играл мальчика, который мечтал иметь своего голубя, он часами наблюдал птиц в небе, но на рынке голубь стоит 100 рублей. И тогда мальчик выменял отцовские марки на птицу своей мечты и с крыши дома выпустил голубя к облакам, но голубь возвратился в родную голубятню. Фильм назывался «Мальчик и голубь». А через год произошло знакомство с Андреем Тарковским и их первое содружество в работе над фильмом  «Иваново детства».

Разрушил, но как раз обратным. На самом деле, рядом со своими экранными ровесниками Иван — единственный настоящий герой на настоящей войне — рядом с теми, кто лишь играет в нее. Явился ребенок-профессионал войны, не просто совместимый с ней, а подлинный асс разведки. Эту гениальную одержимость едва пробудившейся души Коля Бурляев развернет уже в «Андрее Рублеве» (1966). В «Ивановом детстве» она только заявлена, хотя и вполне отчетливо. И здесь, и там программно отсутствует всякое ученичество. Учиться вынуждены как раз старшие, продвигаясь от непонимания и желания вмешаться, к почтительному удивлению.

Николай Бурляев

В 1962 году он снялся в киноповести Андрея Тарковского «Иваново детство». Действие фильма происходит в период Великой отечественной войны. Бурляев сыграл здесь главную роль — подростка Ивана. Дети-партизаны, дети-разведчики, дети-мстители — считается, что Тарковский разрушил мифологию детского героического кино тем, что показал ужасную несовместимость войны и детства.

Разрушил, но как раз обратным. На самом деле, рядом со своими экранными ровесниками Иван — единственный настоящий герой на настоящей войне — рядом с теми, кто лишь играет в нее. Явился ребенок-профессионал войны, не просто совместимый с ней, а подлинный асс разведки. Эту гениальную одержимость едва пробудившейся души Коля Бурляев развернет уже в «Андрее Рублеве» (1966). В «Ивановом детстве» она только заявлена, хотя и вполне отчетливо. И здесь, и там программно отсутствует всякое ученичество. Учиться вынуждены как раз старшие, продвигаясь от непонимания и желания вмешаться, к почтительному удивлению.

В 1968 году Николай Бурляев окончил актерский факультет театрального училища имени Б.В.Щукина.
В 1962-1964 — актер Академического театра имени Моссовета.
После окончания театрального училища Николай Бурляев стал часто сниматься в кино. В его активе фильмы: «Мама вышла замуж», «Риск» и другие.

Фрагмент фильма «Мама вышла замуж»

Одной из лучших работ стала главная роль в фильме «Военно-полевой роман»

В 1964 году Николай Бурляев поступил в Школу-студию имени Б.В. Щукина, сразу на 2-й курс актерского факультета. В дипломном спектакле «Волки и овцы», поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных мужчин» Р. Роуза. Режиссер — Никита Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.

Николай Бурляев


В 1966 году сыграл роль Бориски в завершающей новелле «Колокол» кинофрески «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Фильм был «положен на полку» и вышел на экраны в 1971 году, а в 1988 году с другим названием — «Страсти по Андрею».

Также долго шла к зрителю картина «Проверка на дорогах» («Операция «С Новым годом!»»), поставленная Алексеем Германом. Лента была закончена в 1972 году и тут же была запрещена. Фильм был списан в убыток («Ленфильм» компенсировал государству полную стоимость работы). Только в 1985 году картина обрела экран. Николай Бурляев сыграл эпизодическую роль — согласившегося служить гитлеровцам молоденького военнопленного.
В 1972 году сыграл роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока».

Николай Бурляев


Из интервью режиссера Алексея Баталова: «Для молодого человека такая роль — почти непосильный груз. Но тем не менее мы твердо решили, что Алексея Ивановича будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском».

В 1976 году Николай Бурляев закончил режиссерский факультет ВГИКа, дипломная работа — «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. На ХХ111 Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения.
В 1984 году сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина фильме «Военно-полевой роман» (История создания фильма)Петра Тодоровского.

Фильм был удостоен десятков международных наград, а в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью, а актеру было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Две Наташи — две жены Николая Бурляева (Варлей и Бондарчук)

Две Наташи — две жены Николая Бурляева (Варлей и Бондарчук)


В 1987 году Николай Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа над фильмом длилась 6 лет, в съемках было занято 5000 человек, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта в чтении самого постановщика. Лента получила негативную оценку, а режиссера обвинили в «националистическом экстремизме». Фильм «Лермонтов» ни разу не был показан на Центральном телевидении.

В 1989 году режиссер Юрий Кара пригласил Николая Бурляева на роль Иешуа в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита». Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Актер причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме.

Режиссерскую работу Николай Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. После этой работы возникло решение: вместе с Виктором Туровым и актером Владимиром Гостюхиным Николай Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею — в апреле 1992 года был организован киноцентр «Русский фильм».

Первым практическим деянием киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь». Было решено открывать МКФ в день памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 фильмов и 30 участников — были представлены Россия, Беларусь, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии.

Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде — городе, который называют «сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля — «За нравственные, христианские идеалы.
В 2001 году Николай Бурляев стал художественным руководителем киностудии «Отечество».

Жена Николая Бурляева — Бондарчук Наталья Сергеевна — известная актриса и режиссер.
Сын Бурляев Иван Николаевич родился в 1976. Студент Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий