История создания фильма «Усатый нянь»

Жанр: детский фильм, комедия, приключения, семейное кино

Молодой человек, лоботряс — допризывник Кеша, не способен надолго задержаться ни на одной работе. А тут ещё и эта влюблённость в Незнакомку. Ну никак не хочет он превращаться во взрослого человека! И вот он становится объектом смелого эксперимента: его берут на работу в детский сад. Расстаться с детством ему помогут дети-«бармалейчики»…

В фильме снимались: Сергей Проханов, Людмила Шагалова, Елизавета Уварова, Сергей Бачурский, Валерий Кисленко, Феликс Кроль, Вадим Александров, Надежда Самсонова, Александр Сажин, Марина Матвеенко, Антон Лещинский, Максим Топпер, Олег Корхин, Андрюша Пискунов, Дима Винаров, Катя Николаи, Аня Мищенко, Костя Левин, Дима Адашевский, Кристина Девитт, Света Левина, Марина Торчинская, Саша Чирва, Татьяна Томышева, Наталья Томышева, Владик Воронченко, Володя Пучков, Алеша Банник, Сережа Клоков, Антон Наркевич

Режиссер: Владимир Грамматиков
Сценаристы: Александр Мишарин, Андрей Вейцлер
Оператор: Лев Рагозин
Композитор: Алексей Рыбников
Художник: Михаил Фишгойт
Премьера фильма состоялась 1 мая 1978

Режиссер Грамматиков стал снимать фильм благодаря случаю — первоначально предполагалось, что картину будет снимать Евгений Фридман, но что-то не складывалось у него еще на уровне проб. Затраты были небольшие, а фильм завис. Грамматикову предложили сделать проект. Фридман к тому же должен был уезжать в Америку и ему было не до детских кинопостановок. Тогда и пригласили Грамматикова, т.к. картина была уже в плане, сценарий готов, съемочная группа собрана.

«Усатый нянь»

Но с приходом нового режиссера, что совершенно естественно и логично, произошли как изменения в первоначальном сценарии, так и творческая группа пополнилась новыми членами взамен покинувших ее.
А композитор Рыбников написал еще несколько песен (главная мелодия была также готова заранее).

И еще один интересный факт. Грамматиков сначала хотел снимать близнецов, чтобы соблюсти законодательсво (малышам не разрешалось работать, в том числе в кадре, более 4 часов в день). Но когда ему нашли 18 пар близнецов, то он понял, что не получится снимать утром одних детей, а во вторую смену их братьев или сестер, так как несмотря на внешнее сходство, близнецы имеют разные характеры, что сразу бы стало заметно в кадре. В результате в кино играла лишь одна близнецовая пара — две сестрички с голубыми бантиками.

Сценаристом фильма, кроме А.Н. Мишарина, также является Андрей Вейцлер.
Интересно, как на роль «»няня» выбирали актера: претендента запускали в комнату с детишками, которым предварительно разрешали вести себя как угодно, и предлагали справиться с «бармалейчиками». Проханов сумел не только найти контакт с ребятами, но и сделать из них «паинек», а дети буквально влюбились в «Иннокентия Петровича» и были готовы выполнить любые его команды.

Отрывок из фильма «Усатый нянь» — Песня про колобка


Из интервью Владимира Грамматикова:
«А где вы искали детей для участия в фильме?

«Усатый нянь»

Тогда было просто: давали объявление в газете, и бабушки и дедушки приводили своих внуков на студию. Но детей всегда готовили: «Люсенька, ты встань вот так, головку подними, читай стишок или пой песенку». Наши дети, конечно, самые лучшие, самые талантливые. Но, когда они дома, в привычной обстановке, когда к ним все расположены: папа, мама, бабушки, — все мило, все хорошо. А когда они приходят к нам, в необычную обстановку, на студию, то зажимаются, теряются. Иногда трудно пробиться к ребенку, понять, какой он на самом деле. Поэтому очень многих приходится смотреть.

И работать с ними, наверное, непросто?

Каждый режиссер придумывает свой метод работы с детьми. Дело в том, что по трудовому законодательству маленьких детишек мы можем снимать только четыре часа. А что делать остальные четыре? Я дал задание найти 18 пар близнецов. И мне нашли. Я думал: «Утром снимаю Маню, вечером Катю». Не тут-то было! Выяснилось, что близнецы по характеру диаметрально противоположны. Для меня это было открытием. Я не знал. И подменить нельзя. Сразу видно: что-то не то. Правда, одна пара близнецов, две девочки, от этого эксперимента в картине осталась.

«Усатый нянь»

Актера на роль главного героя вы тоже долго искали?
Я знал, что для «Усатого няня» будет трудно подобрать детей, но что будет трудно найти актера на роль Кеши Четвергова!.. Казалось бы, бери любого молодого актера, играющего на гитаре и поющего, — на последнем курсе театральных вузов таких много. Не тут-то было! Дети у меня уже отобраны были и ждали жертву.

Почему «жертву»?
Я им говорил: «К вам придет дядя-артист, он должен с вами контакт установить. Вы делайте все, что хотите, а он должен с вами как-то справиться». Вот так они жертву за жертвой и убирали. И вдруг пришел Сережа Проханов. Я его знать не знал: он только закончил институт. Спрашивает меня: «Вы, я слышал, ищете главного героя?» Я говорю: «Не то чтобы ищу, я уже в панике, мне снимать через три недели, а его нет».

А он: «Можете не искать, это я». Я отвел его в комнату, где ждали дети, а сам туда не захожу — мне с ними еще три месяца работать! Сережа зашел, дальше все, как обычно: визг, крик, топотушки, ор. Вдруг — тишина. Я думаю: «Так, доэкспериментировался…» Тихо открываю дверь и в щелку вижу — Сережа лежит на полу, извивается, как рыба, и говорит: «Мы рыбы, а рыбы молчат». Дальше он вскочил, полетел бабочкой. И я увидел то, что искал: глаза детей, влюбленные глаза детей, которые смотрели на него! Если бы он прыгнул со второго этажа в окно, они бы, не глядя, поскакали за ним. И действительно, всю картину мы работали весело.


«Усатый нянь»

Из интервью с Сергеем Прохановым

— Сергей, расскажите в начале нашей беседы, как в свое время получили роль в “ Усатом няне ”? Ведь на роль пробовалось много именитых актеров…
— Легко. Я был ловкий, талантливый и, как говорил режиссер фильма Владимир Грамматиков , наглый. Пришел на студию и сказал: “Можете не волноваться, вы меня нашли”.
– Вы снялись в 46 фильмах, 20 лет – в театре. Но в сердцах миллионов зрителей вы все равно прежде всего Кеша – усатый нянь в детском садике. Сегодня «Усатый нянь» завоевал бы такую симпатию у зрителей, как в те годы?

– Думаю, что такой популярности сегодня не было даже у «Гарри Поттера». Дети за мной ходили буквально стаями, а на творческие встречи собирались стадионы. Сейчас фильм, видимо, не очень соответствовал бы тому, что называется форматом. Потому и появился Гарри Поттер. Мы сами не можем родить хоть что-то похожее и вызвавшее у публики такой интерес.

«Усатый нянь»

– Ваш герой уходил в армию счастливым. Не думаю, что сегодня в это поверили бы…
– Знаете, когда снимали, как меня провожают в армию, я действительно в нее уже был призван. Поэтому сниматься пришлось в парике. Голова-то уже бритая! И я в армию ушел. На один день. Все-таки я был вхож в семью маршала Василевского… Он лично позвонил и попросил освободить меня до осеннего призыва. Но, должен сказать, что никаких панических настроений и страха перед армией у меня не было. Я родился в пролетарской семье, из которой в армию уходили. И возвращались. И никого не убивали.

Фильм действительно оказался культовым. В мою честь запускали голубей, приостанавливались заводы, на которых мы устраивали пиршества, в общем, относились как к космонавту. Девушки писали признания в любви краской на асфальте, помадой на машине. Некоторые грозились облить серной кислотой, если не приду на свидание. Моя популярность в те годы сравнима со Штирлицем и “Кавказской пленницей”. Но… мне не хочется возвращаться назад. Сегодня вполне достаточно той известности, которая есть.


 "Усатый нянь"

«Усатый нянь»

Оператором данного фильма был горячий любитель моделей железных дорог Лев Николаевич Рагозин — и поэтому в фильме просто не могла не «вcплыть» модельная железная дорога: в кабинете директора детского садика присутствует один из многочисленных в то время наборов железной дороги известного ГДР-овского производителя PIKO с паровозиком («на неправильной ходовке») серии 80 и двумя пригородными вагончиками.

Когда смотришь фильм сегодня, замечаешь — вот она главная предтеча «Ералаша». Сюжет, музыка, настрой, смысл, постановка — фильм кажется эдакой полнометражной серией упомянутого выше телевизионного киножурнала. Конечно, кто-то из современных зрителей, посмотрев сей фильм, усмехнется и скажет, что мозговой уровень картины находится где-то на уровне «Колобка» или иной детской сказки.

Я же скажу следующее — в одном «Колобке» больше смысла, чем во всех книгах Паоло Коэльо. Написать историю такую, чтобы ее могли понять и малые дети (хотя те, в первую очередь, обратят внимание на главного героя, смысл фильм наверняка им аукнется при жизни) — это нужно уметь. Гнать пафосные речевки со «скрытым» смыслом, который почему-то настырно пихают — это глупо, неестественно и просто смешно. Убийство философии, как таковой. А вот подача интересной истории (простенькой на первый взгляд, гораздо более глубокой на второй) с классной реализацией — это приятно.

Хочу заметить, что «Усатый нянь» не претендует на звание шедевра, но благодаря отличному актеру Сергею Проханову, классной простенькой, отличной идее о взрослении человека и легкому, увлекательному просмотру, картина просто по-человечески радует…

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий