- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

История создания фильма «Пираты ХХ века»

Жанр: боевик
В основе этого приключенческого фильма — реальная история.
Советский сухогрузный корабль перевозил большой груз опиума для фармакологической промышленности. Современные пираты, охотившиеся за ценным грузом, коварством завладели кораблем и экипажем. Чтобы не осталось свидетелей этого разбойного нападения, пираты попытались уничтожить всю команду корабля. В океанских просторах разыгралась напряженная борьба между горсткой советских моряков и современными разбойниками, не знающими пощады.
В фильме заняты известные мастера каратэ. Картину в своё время посмотрел каждый третий советский зритель — за первый год картину посмотрели около 90 миллионов.
В фильме снимались: Николай Ерёменко (младший) [1], Пётр Вельяминов [2], Талгат Нигматулин [3], Рейно Арен, Дилором Камбарова, Наталья Хорохорина [4], Майя Эглите, Тадеуш Касьянов, Павел Ремезов, Виктор Жиганов, Виктор Гордеев, Георгий Мартиросян, Леонид Трутнев, Александр Беспалый, Владимир Смирнов
Режиссёр: Борис Дуров
Сценаристы: Станислав Говорухин, Борис Дуров
Композитор: Евгений Геворгян
Художник: Борис Комяков
Премьера фильма состоялась: 14 июля 1980
Награды: Почётный диплом за своеобразное решение фильма приключенческого жанра на ВКФ-80 в Душанбе.

[5]
История картины началась в конце 1970-х годов с газетной публикации о том, что морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. Разбойники похитили груз — 200 тонн урановой руды — и уничтожили экипаж.

Прочитав заметку, режиссер Станислав Говорухин задумал сценарий будущего фильма, только в нем фигурировали советские моряки. Он позвонил коллеге Борису Дурову, с которым в середине 1960-х работал над фильмом «Вертикаль». Борис загорелся идеей: «Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим морякам удастся отбиться. Ты что нибудь знаешь о карате?»

[6]

«Пираты ХХ века»

Друзья решили, что сценарий напишут вместе, а снимать фильм будет Дуров, поскольку Говорухин в то время запускался с картиной «Место встречи изменить нельзя».
— Мы сразу отказались от излишней сентиментальности, — вспоминал позднее Борис Дуров. — Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль.

В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов.

Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета — тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли.

Цензоры настаивали на том, чтобы в фильме было как можно меньше драк, особенно с применением приемов карате. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены — пиратов и советских моряков.

[7]

«Пираты ХХ века»

— Во время съемок нам постоянно звонили из ЦК комсомола, угрожали применить власть, если мы будем увлекаться сценами драк, — рассказал «ТН» Тадеуш Рафаилович. — Мы обещали не увлекаться.

Только очень далекие от философии восточных единоборств люди могли называть карате дракой. Впрочем, чтобы фильм в самом деле не запретили, от некоторых боевых сцен пришлось отказаться.

Культовая картина 80-х годов по сценарию Станислава Говорухина. Первый в советском кино карате-боевик о противостоянии советских моряков и жестоких пиратов. Каждый советский мальчишка посмотрел его как минимум раза три! Фильм снимался весной и летом 1978 года в Крыму (Новый Свет, Коктебель, Гурзуф, Севастополь)

А потом мальчишки отрабатывали с соседями «приемчики». А женщины любовались актерским составом – либо белозубым секс-символом, «настоящим русским парнем» Николаем Еременко, либо смуглым восточным красавцем, изощренным злодеем Талагатом Нигматуллиным. Или статным капитаном Петром Вельяминовым, наконец.

Если вы смотрите «Пиратов XX века», неважно, в десятый раз или впервые, вглядитесь в самую первую сцену. Музыка Максима Дунаевского. Мирное советское судно «Нежин». Боцман в исполнении Тадеуша Касьянова развлекает свой экипаж: показывает на палубе приемы карате.

Матросы удивляются, женщины восхищаются. За бортом – море. Это Азовское море. И мариупольский борт. Начало фильма «Пираты ХХ века» снимали на пятом причале Ждановского порта (теперь Мариупольский торговый порт) в мае 1979 года.

Отрывок из фильма «Пираты ХХ века» — Захват «Нежина»


Белоснежный корабль «Нежин», который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, в реальности тоже мариупольский. Это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. Конечно, его не сжигали, корабль потом много лет прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, затем перешел в Черноморское пароходство и «переехал» в Севастополь.

[8]

На съёмках фильма «Пираты ХХ века»

Вся погрузка вещества, из-за которого и разыграется вся трагедия, от начала до конца снята в нашем порту! Там «сновали машины самых разных марок, слышалась непонятная речь, ходили люди в броских одеждах. Все это имело нездешний и несколько загадочный вид».

[9]

«Пираты ХХ века»

Разумеется, требовалась ежедневная помощь работников порта. «Все, что не потребуется, нам любезно предоставляют. Поэтому мы искренне благодарны руководству пароходства и порта», — говорил директор картины Л. Грубман в интервью газете «Азовский моряк» в мае 1978 года.

Критики во всю ругали «проамериканских» «Пиратов» вообще и Ерёменко лично, а зрители были в восторге. До самой своей внезапной кончины артист ощущал это бремя «пиратской» славы.

А ведь он сам его на себя и взвалил: Николай настойчиво предлагал себя на роль Сергея, хотя брать его изначально не предполагалось. Борис Дуров (режиссёр) и Станислав Говорухин (соавтор сценария, снимать фильм сам он не смог — был в запуске к/ф «Место встречи изменить нельзя») выступали против: у Ерёменко после Сореля из «Красного и чёрного» по Стендалю была репутация красавчика-любовника, а не благородного героя-спасителя.

Но, придя на пробы, артист скинул рубашку, продемонстрировав накачанный торс, крутанул сальто — и был утверждён!
Все трюки и драки с приёмами полузапретного тогда карате актёры исполняли сами.

Плавали, ныряли, молотили друг друга по 7-8 часов в день и при этом ещё активно занимались с тренером по карате. Один эпизод чуть не стоил Ерёменко жизни: он должен был прыгнуть со скалы на палубу пиратского корабля, но промахнулся, упав в море рядом с ним. И чудом не попал под лопасти винтов судна.

[10]

«Пираты ХХ века»

Во время драк Ерёменко с Нигматулиным так убедительно применяли приёмы карате (этюды к ним, сами того не зная, они отрабатывали ещё студентами во ВГИКе на уроках по движению), что съёмочная бригада пугалась: как бы друзья не покалечились.В самых сложных сценах Дуров планировал задействовать каскадера, но Еременко упросил режиссера обойтись без дублера.

А буквально через несколько дней чуть не погиб. Эпизод, когда Сергей Сергеич прыгает со скалы на палубу корабля пиратов, снимали одним из первых, в Крыму, возле мыса Капчик.

Когда включили камеру, Еременко с разбега прыгнул вниз и… ушел под воду — не долетел до борта судна. В воде его потянуло под работающие лопасти винта. Как потом признавался актер, его спасло чудо — из последних сил он вынырнул и отплыл от корабля.

Кстати, карате, так привлекавшее зрителей, чуть не сыграло роковую роль в судьбе «Пиратов»: этот вид спорта считался в СССР идеологически вредным, секции карате вели полуподпольное существование. Но на съёмках тренер был вполне легальный — знаменитый каратист Тадеуш Касьянов (он же сыграл боцмана Матвеича).

[11]

«Пираты ХХ века»

Пострадала на съемках и Наталья Харахорина, сыгравшая буфетчицу Машу, заложницу пиратов.

Сцену, в которой Салех избивает Машу палкой, снимали в Коктебеле. После первого дубля стало понятно, что удары понарошку не выглядят убедительными. «Давайте я буду бить ее по-настоящему, — предложил Нигматулин после репетиции. — Ударю вполсилы, но Наташе все равно будет легче сыграть боль». Актриса не возражала — и режиссер дал добро. Но велел, чтобы под одеждой на спине Натальи закрепили подушки.

На вто­ром дубле Талгат так вошел в образ, что у Харахориной потекли слезы.

«Стоп! Гениально!» — закричал режиссер. А Харахорина побрела к морю. Переоделась за ширмой в купальник. А зайдя по колено в воду, услышала позади: «У тебя же вся спина — сплошной синяк! Маме не показывай…» Это был Петр Вельяминов, сыгравший в «Пиратах…» капитана. От него же о синяках узнал и Талгат.
— Пришлось мне его утешать, — признается актриса. — Я же понимала, что он разошелся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.


[12]

«Пираты ХХ века»

Наталья приняла приглашение Талгата они отправились в прибрежное кафе, где просидели до ночи.
Талгат рассказывал, как в детстве (а рос он в Киргизии) переболел рахитом.

Однажды в пионерском лагере девочка отказалась с ним танцевать, потому что он «некрасивый и кривоногий». Мальчик убежал далеко в степь, чтобы никто не видел, как он плачет. Тогда он поклялся, что станет сильным и больше никто не посмеет ему отказать. Нигматулин занялся танцами, легкой атлетикой, а потом увлекся карате…

В тот вечер Талгат поведал Наталье, как учился русскому языку — пе­реписал два тома «Войны и мира»! Потом рассказал о неудачном романе с Ириной Шевчук («А зори здесь тихие»), который случился во времена учебы во ВГИКе.

— А еще Талгат признался, что я ему нравлюсь, вспоминает Наталья. Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.

[13]

«Пираты ХХ века»

Харахорина не смогла признаться актеру, что он тоже ей нравился. Женатый мужчина для нее табу. А Талгат в то время состоял в браке с выпускницей ВГИКа Халимой Хасановой, которая увела его у первой жены, солистки группы «Ялла» Ларисы Кандаловой.

Из к/ф «Пираты XX века» — Инструментальная тема

— Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был доб­рый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал «ТН» Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля «Нежин». — А еще Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съемками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы.
Фильм, едва он был закончен в 1979 г., показали начальству из ЦК ВЛКСМ и тут же запретили, хотя в высшей инстанции по кинематографу — Госкино — он проскочил. А комсомольские вожди испугались: фильм «не наш»!

Критики вовсю ругали и актеров, и режиссера: «Таких суперменов не бывает!», «Пиратов на планете давно уже нет!» «Пиратов» отправили на полку и чуть о них не забыли, пока лента не попала на домашний просмотр на дачу генсека ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Вождь был в восторге от залихватского боевика, где «наши» побили «ихних». И «Пираты» вышли в прокат в 1980-м, мгновенно став хитом: билет с рук вместо 30 коп. стоил 10-15 рублей.

[14]

«Пираты ХХ века»

А ведь сюжет, особенно на сегодняшний взгляд, прост: советский сухогруз «Нежин» из Юго-Восточной Азии следует через океан во Владивосток с грузом опия, но для сугубо благородных — медицинских — целей (кстати, поначалу киноначальство опий хотело запретить ещё на уровне сценария: наркотик!).

Судно захватывают пираты (это тогда тоже вызвало недовольство руководства Госкино — какие ещё пираты в конце 70-х, хотя поводом для сценария стала газетная информация 1977 г. о пиратском захвате судна из Италии). В финале фильма доблестные советские моряки побеждают врагов, но не без потерь.

Заморских полисменов сыграли каратисты из школы Т. Касьянова, а заморский остров, где укрылись пираты, в Коктебеле у Карадага, в знаменитой бухте Нового Света под Судаком. Случались и казусы: во время шторма с палубы «игрового» корабля смыло бутафорскую мину и пришлось срочно предупреждать Черноморский флот!

Но, конечно, один из самых запоминающихся и эффектных эпизодов в «Пиратах» — «проплыв» Ерёменко по уже затопленным коридорам тонущего судна за женщинами, которые оказались отрезанными в зале судовой библиотеки, и его возвращение, опять же под водой, вместе со спасёнными дамами/

Снималось всё это целую неделю… в бассейне ялтинской интуристовской гостиницы. Как и другие трюки, Ерёменко всё выполнял сам, со страховкой, разумеется. По семь часов проводил в воде, постоянно нырял, до кровотечений из носа.

Николаю Еременко, как он потом вспоминал, даже не заплатили как каскадеру — за трюки. На гонорар он смог купить только цветной телевизор «Рекорд» и пакистанский ковер. Зато после премьеры Еременко проснулся знаменитым.

Однажды, когда Москву украшали афиши с рекламой фильма, артист проехал на своих «жигулях» на красный свет. Его остановил работник ГАИ: «Нарушаем, гражданин. Ваши документы!» — «Отпустите, пожалуйста, очень спешу. Больше не буду нарушать, — упрашивал Николай. — Ну посмотрите на меня. Вы меня не узнаете? Сейчас идет фильм «Пираты ХХ века», я там играю главную роль». Инспектор ГАИ выписал штраф cо словами: «Ты и ездишь, как пират!»


После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.
Нет в живых красавца Николая Еременко – ушел из этого мира в 52 года. «Боцман» Тадеуш Касьянов жив и занимается в Москве своим любимым делом – карате. По жизни он не актер, а тренер и общественный деятель. Расспросы о своих знаменитых коллегах по «Пиратам», судя по опубликованному, его уже нервируют.

[15]

«Пираты ХХ века»

Спустя четыре года после шумного триумфа «Пиратов XX века» при толком невыясненных до сих пор обстоятельствах погиб Талгат Нигматуллин — «Салех». Лидеры религиозной секты, которые как раз массово «входили в моду» в 80-е годы, убили его, когда он отказался подчиняться. Боялись за свой авторитет перед «паствой»… Всю жизнь Нигматуллин играл отрицательных героев.

Играл мастерски — взять хотя бы садиста Салеха, выдрессированного убийцу без нервов. Внешность мрачного восточного красавца не позволяла иного. В жизни же был абсолютно светлым человеком, мечтателем, философом и поэтом…
Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кино (87 миллионов зрителей за первый год демонстрации). А Николай Еременко, исполнивший главную героическую роль, на долгие годы превратился в кумира молодежи и подростков.

В 2000 году Тадеуш Касьянов (ныне — президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Еременко решили снять продолжение «Пиратов ХХ века». Съемки отложили из-за проблем с финансированием.

А в 2001 году не стало Николая Еременко.
— Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, — говорит Тадеуш Рафаилович. — Продолжение популярных картин почему-то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних «Пиратов…». И нам точно не хватало бы Талгата…

Последней работой Нигматулина в кино стал фильм Семена Арановича «Противостояние». После окончания съемок актера спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актер. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжет свечу».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [16]
  • Мой Мир [17]
  • Facebook [18]
  • Twitter [19]
  • LiveJournal [20]
  • В закладки Google [21]
  • Яндекс.Закладки [22]
  • Memori.ru [23]
  • Сто закладок [24]
  • Одноклассники [25]