Серго Закариадзе

Серго Закариадзе

Серго Закариадзе

Серго Закариадзе родился 1 июля 1909 года в маленьком грузинском селе Зестафони.

Отец Серго – Александр Закариадзе приехал из Баку на станцию Зестафони вместе со своей семьей в начале ХХ века, чтобы поселиться на земле своих предков — крестьян, спустившихся с гор Верхней Имеретии. Его сын Серго Закариадзе рос красивым, подвижным мальчиком, с детства любившим театр. Юный Серго выступал на школьной сцене в Баку, а в Зестафони, где летом давали спектакли известные тифлисские актеры, иногда напрашивался на детские роли.

Серго Закариадзе


Александр Закариадзе умер в 28 лет, и мама Серго осталась одна с тремя детьми. Несмотря на то, что Серго было необходимо помогать матери, он все равно находил время играть в школьной самодеятельности. Однажды по пути в школу Серго прочел объявление: «Тифлисская драмстудия объявляет прием…» И Серго тайком уехал, доверившись брату только на вокзале: «Мне ничего не надо. Но если мать захочет, то пусть присылает лобио и кукурузную муку, а то, кто знает, не придется ли мне умереть с голоду…» Приехав в Тифлис, он успешно сдал экзамены при конкурсе 80 человек на место, но его не приняли из-за возраста – начинающему актеру было всего лишь 13 лет. И тогда мальчик добился зачисления его в студию в качестве вольнослушателя.

Спустя несколько лет Закариадзе стал студентом филологического факультета Тбилисского университета, а с 1926-го по 1928 годы он уже был актером театра имени Шота Руставели.
Некоторое время Закариадзе успел уделить спортивной карьере – он так же был центральным защитником тбилисского «Динамо».

Серго Закариадзе


Серго Закариадзе начал свой творческий путь с небольших ролей в пьесах Эрнста Толлера, Лопе де Вега, Карла Гуцкова, Николая Погодина, Юрия Олеши и Вильяма Шекспира. Но настоящий успех пришел к молодому артисту в пьесах грузинских авторов. С 1928 года выступал на сцене Кутаисского театра, позднее — в Театре имени Марджанишвили в Тбилиси. В 1956 году Закариадзе вернулся в театр имени Руставели. Жизнь актера всегда была очень насыщенной. Он тратил огромные усилия на создание уникального характера, на лепку самобытного национального неповторимого образа.

В 1962 году в фильме «Морская тропа» он сыграл Старика, бывалого моряка, который был полон сил, и оказался на пенсии. Съемки картины начались в разгар осени, и закончились в середине зимы. Единственным человеком из большой группы актеров и пловцов, кто выдерживал по нескольку часов нахождение в холодной воде, не жалея свое здоровье — был Закариадзе. Сцену гибели старого моряка снимали в открытом море в часы заката. Серго увозили далеко от берега, оставляли одного, и это, как он позже признавался — было страшно. Но он все равно поддерживал бодрость в замерзающих партнерах, шутил и улыбался.

Серго Закариадзе в фильме «Отец солдата»


Закариадзе много выступал на эстраде. В его репертуаре было чтение произведений грузинских прозаиков и поэтов – мудрого Сулхан-Саба Орбелиани, певца природы и людей Важа Пшавелы, великих Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели, романтика Николоза Бараташвили и, олицетворения ума, сердца и мощи грузинского народа – Шота Руставели. С годами репертуар его выступлений пополнился произведениями Нико Лордкипанидзе, Симона Чиковани, Георгия Леонидзе, Казбеги, Асатиани, Анны Каландадзе. Так же в его репертуаре были творения Гете и Чандра, чью поэму он мог читать 45 минут, ни на секунду не отпуская внимания слушателя. Однажды сам Чандра аплодируя, вышел на сцену и поцеловал руку смущенного Закариадзе.

В 1962 году Закариадзе получил вторую Государственную премию за роль Гигаури в пьесе «Его звезда». А затем Закаридзе была предложена роль в фильме «Отец солдата» (История создания фильма).
Сам Закариадзе позже в интервью расскажет: «Если сегодня говорить о моей удаче в роли Георгия Махарашвили, — скажет он в интервью газете «Советская Абхазия», — то я прежде всего обязан тем впечатлениям, тем «изюминкам» народной жизни, которые мне приходилось наблюдать, будучи в селах Грузии».

Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. Искать актера на главную роль не пришлось. Выбор практически сразу пал на Серго Закариадзе. До этого я видел его на театральной сцене, и в других фильмах. Я знал его палитру, в театре он играл ряд характерных ролей. Тем более, что в то время он снимался в моем фильме «Морская тропа». В роли Георгия Махарашвили я хотел видеть типичного грузина, очень типичного старика, но мощного. Именно такого, как выглядел сам Сергей Александрович – мощный торс, мощные шаги, движения, и – юмор, юмор и теплота в глазах, в голосе.


Я хотел, чтобы Махарашвили был именно таким – мощным, несгибаемым, но не человеком-памятником, а живым. И каждое движение его полно юмора, юмора полна и его манера разговора. Кроме того, я хотел, чтобы главный герой выглядел немного …. сказочным. Ведь сюжет «Отца солдата» — в какой то степени эпический, и в нем много «сказочного» – как человек без документов попал в армию и воевал, такое — бывает и не бывает в жизни…

После «Отца солдата» Закариадзе сказал: «Каждый актер мечтает о такой роли. Мне пришлось ждать этого счастья более 30 лет». Сына Закариадзе зовут Гурам, но все его называют Годердзи, по имени сына Махарашвили.
Фильм произвел огромное впечатление не только на зрителей в СССР, но и на весь мир. Он был отмечен на международных кинофестивалях в Риме и Сан-Франциско, получил премию «Капитолийский Юпитер».

Серго Закариадзе

В 1969 году Серго Закариадзе сыграл роль старого колхозника в спектакле «Пока арба не перевернулась». Это была комедия, но зрителям хотелось плакать в финале, когда Минаго возвращался домой, и его одинокая фигура выражала немой вопрос: «А с кем я буду делить весну, которая скоро придет?» В это же время Закариадзе готовил театр к гастролям во Флоренции и Белграде. Он репетировал роль Галилея, и надеялся осуществить свою давнюю мечту – сыграть Брехта в постановке Манфреда Векверта, который приехал в Тбилиси. Закариадзе хотел показать в Париже, что такое настоящий грузинский театр.

Рабочий день Закариадзе был всегда расписан по минутам, несмотря на то, что друзья и близкие его предостерегали, что нельзя слишком беспощадно относиться к своему здоровью. Он лишь улыбался: «Я — как дуб». Но неожиданно выяснилось, что у актера проблемы с сердцем. Это стало известно случайно, когда Закариадзе пришел в поликлинику за справкой о здоровье. Он просил не осматривать его, а поскорее выполнить эту, как казалось ему, пустую формальность. Его все же обследовали, и оказалось, что его сердце предельно изношено. Вскоре Серго Закариадзе умер. Это случилось 12 апреля 1971 года.

В день похорон Закариадзе был охвачен скорбью весь Тбилиси. Это был национальный траур. Проспект Руставели и прилегающие к нему улицы были заполнены народом. Женщины и мужчины не стесняясь плакали, слушая голос любимого артиста, раздававшийся изо всех уличных репродукторов, и скорбно глядели на его изображения в витринах кинотеатров. В кинозалах и по телевидению демонстрировались фильмы с его участием. Панихида прошла в зрительном зале Театра Руставели, переполненном друзьями и почитателями артиста. Когда к гробу подошли солдаты-пограничники, неся громадный венок, на ленте которого было написано «Отцу солдата от его сыновей», – пришедшие проститься с актером люди в зале зарыдали.

Серго Закариадзе похоронен на горе Мтацминда, в Пантеоне великих художников, рядом с поэтом Николозом Бараташвили. Из деятелей театра такой чести удостоился только великий Котэ Марджанишвили.

использованы атериалы сайта:http://chtoby-pomnili.livejournal.com/483625.html

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий