История создания фильма «Три тополя на Плющихе»

Жанр:Мелодрама, экранизация.

Фильм снят по рассказу А.Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», напечатанному в 1966 году.
Молодая женщина приезжает на три дня в Москву. Ей много предстоит купить и увезти в деревню. И вот встреча с таксистом. Он понимает, что эту женщину нельзя терять. Она же в своих чувствах разберется значительно позже, когда вернется в деревню с покупками, с впечатлениями о Москве и думами о собственной, еще непрожитой жизни.
В фильме снимались:Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич, Алевтина Румянцева, Николай Смирнов, Валентина Телегина, Георгий Светлани, Виктор Сергачёв, Артур Нищёнкин, Валентин Печников, Хикмат Латыпов, Анна Волгина, Николай Гладков, Алексей Миронов, Валя Белых
Режиссер: Татьяна Лиознова
Сценарист: Александр Борщаговский
Оператор: Петр Катаев
Композитор: Александра Пахмутова
Художник: Сергей Серебреников
Премьера фильма состоялась: 29 апреля 1968

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Первая премия на кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина,1969);
Приз Всесоюзного кинофестивая в Минске (1970).

29 апреля 1968 года, на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». В год выхода картины ее посмотрело 26 миллионов зрителей.

Незатейливый сюжет сложно забыть, посмотрев фильм хотя бы однажды.

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

Героиня фильма, которую играет Татьяна Доронина, ненадолго приезжает в столицу из деревни. Первый, с кем она знакомится, — таксист (его играет Олег Ефремов). Их встреча случайна, она даже не придёт на свидание, но даже часа, проведённого вместе, ей достаточно, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, почувствовать, как не хватает ей человеческого тепла и понимания.

На съёмках фильма "Три тополя на Плющихе"

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

Картина снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», напечатанному в 1966 году. Так изначально должен был называться и фильм, но режиссер Татьяна Лиознова решила иначе. В конце 60-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло ввести зрителей в заблуждение: в картине про телевидение нет ни слова.

Александр Борщаговский так описал: переименование картины.

«Фильм ставила очень талантливый и сильный кинорежиссер Татьяна Лиознова. Как все (или почти все) киношники, она хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя. С удивительной настойчивостью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счетом не имело никакого значения — и Шаболовка, и Плющиха — московские уголки. В принципе, не будучи слишком покорным, тут я согласился: «Пожалуйста, Танечка!». Она была счастлива этой малостью. А потом это кино стало чем-то от меня не зависящим».

Поскольку присутствие Москвы в кадре заявлено уже в названии фильма, основная часть съемок проходила в столице. Деревенские сцены снимали зимой в декорациях, специально для этого выстроенных в павильонах киностудии имени М. Горького, а основная часть – на натуре и в интерьерах.

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

Лиознова выбирала места съемки, аккуратно соблюдая совсем не обязательную для кинематографа географическую правду. «Квартира Нины» в реальности находилась не на Плющихе, а неподалеку от нее, в доме №5 на Ростовской набережной (он известен как Дом архитекторов), в настоящей жилой квартире, хозяева которой любезно уступили ее съемочной группе, переехав на время съемок на дачу.

Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Копия шаболовского кафе-стекляшки была выстроена во дворе все того же дома на Ростовской набережной. И только планы с тополями снимались отдельно, так как в районе Плющихи исторически их не так уж много. Где именно это было, история умалчивает…

Лиознова не устраивала традиционных кинопроб, но фотопробы актеров все-таки делались. Помимо Олега Ефремова на роль таксиста планировался Николай Рыбников, а вместе с Дорониной на роль Нюры-Анны пробовались популярные артистки кино.

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей «точно выразить любое внутреннее состояние своей героини». В любовном дуэте с Олегом Ефремовым ей помог накопленный к тому времени личный опыт: бурная супружеская жизнь с Олегом Басилашвили, развод и следующий брак с Эдвардом Радзинским. Экранного мужа Гришу сыграл Вячеслав Шалевич. Сначала Шалевич думал отказаться от очередного отрицательного типажа, но Лиознова уговорила его.

После съемок эпизода со «свадебной» телегой режиссер задумала сцену с песней «Опустела без тебя земля», которой не было в сценарии. Она обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».


«Три тополя на Плющихе»

В итоге песня «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова стала хитом. Героиня Татьяны Дорониной напевает: «Опустела без тебя земля…» В фильме песня также звучит в исполнении Майи Кристалинской.

Казалось бы,ну что можно уместить в 79 мин экранного времени? Что можно сказать о любви за это время? Сюжет обыденный:в Москву приезжает деревенская женщина в зрелом возрасте по делам продать-купить,ее везет до адреса уставший,немолодой,неразговорчивый шофер.Она,всю жизнь прожившая в деревне,занята повседневными заботами:вроде семья, двое детей. Но счастлива ли она? Ей и думать об этом было некогда,говоря ее словами «Дом!Дом на мне».

«Три тополя на Плющихе»

Приехав в столицу,она ко всем относится с недоверием,даже к таксисту,который из жалости за небольшие деньги согласился подбросить до нужного места.Таксист со снисхождением относится к наивной провинциалке,которая неуместно хихикает,смотрит по сторонам, открыв рот,говорит невпопад.Но по мере того,как она рассказывает о себе,семье,сидя в машине снимает с головы платок,поправляя волосы,шофер все более пристально к ней присматривается.

Втягиваясь в разговор,он с какого-то момента начинает чувствовать к ней симпатию.Когда шофер просит спеть ее любимую песню,т.к. по радио не может найти свою под названием»Нежность»,она неожиданно для него самого исполняет то, что он искал.Она знала эту песню,просто не помнила названия.Одна из лучших сцен фильма:она прекрасным голосом исполняет песню,он остановившимся взглядом смотрит в одну точку.

И сложно понять,о чем он думает:что он одинок,или что всю жизнь ждал именно такую женщину,или просто слушает ее голос.Не позволяя себе ничего лишнего,он ненавязчиво предлагает ей бесплатную экскурсию по Москве.

Но помня наказ мужа бояться городских,она отказывается и от поездки и от помощи дотащить вещи до квартиры родственницы.Правда,соглашается на поход в кино вечером этого же дня,не желая обидеть его и,вероятно,думая,что это неправда.

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»

На съёмках фильма «Три тополя на Плющихе»


И вот,она сидит в назначенный час одна в квартире,конечно,позабыв о встрече и вдруг,как вкопанная останавливается у окна,-он приехал и ждет.
Часы показывают 19-00.Ждет 5,10 минут,а она все не решается выйти навстречу/

Спустя какое-то время,видя как он мучается,ждет,ходит вокруг машины,садится за руль и опять выходит,она понимает, срывается и бежит к нему,но не может найти ключи и открыть собственноручно закрытую дверь.

Мимолетный порыв чувств угасает,ключи находятся.Она с полными слез глазами и ключами в руках стоит у окна и понимает,что никуда она не сможет пойти,предрассудки ее не пускают.А он ждет,садится в машину,долго сигналит,заводит мотор и уезжает.

На часах 20-00.Она «выиграла» этот психологический поединок на расстоянии,но толку.Чем бы закончилось это свидание,хорошо ли,плохо ли-неизвестно.Оно просто могло бы быть.Они больше никогда не увидятся.

Она возвращается в свою деревню, в свой мирок,опять семья,дети.Неожиданно по радио объявляют песню «Нежность»,вздрогнув от знакомого названия,она слушает первые звуки,и радость на ее лице от любимой песни сменяется воспоминаниями-эта та самая песня,которую она пела ему,не зная,что он ее и хотел .Как будто она что-то поняла о том, почему шофер на нее так смотрел,зачем ждал ее. Семья молча смотрит на нее,не решаясь прервать этот внутренний разговор,а она стоит,думает и плачет.Конец.

После выхода фильма он получил массу положительных рецензий. Кроме того, эта картина стала обладателем премии Международного католического бюро по кинематографии МКФ в Мар-дель-Плата-68 и премии за лучшую женскую роль (Татьяна Доронина) Всесоюзного кинофестиваля (1970) в Минске. Кроме того, по итогам конкурса журнала «Советский экран» Татьяна Доронина стала лучшей актрисей 1968 года.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий