Нина Агапова

Нина Агапова

Её родители были родом из одной деревни, из-под Коломны, они рано приехали в Москву на заработки. Мать устроилась в 14 лет на ткацкую фабрику, отец торговал в частном магазине. Отец умер в августе 45-го от туберкулеза.

Нина была артистичной и обладала прекрасным голосом. В 15 лет, в самый разгар войны, она поступила в русский народный хор имени Яркова и исколесила с ним всю страну. Выступала на Дальнем Востоке, в Азии, в Крыму и даже на Карельском фронте, где артистов возили на передовую на телегах, чтобы не создавать шума. В хоре Нина Агапова «дослужилась» до солистки, и ей доверили главную роль Невесты в театрализованном представлении «Русская свадьба». Но роль ей не нравилась, потому что приходилось выдавать громкий плач, а плакать Нина не любила. Её влекла стихия юмора, озорства, хотелось смешить и дурачиться. Тогда она ещё не понимала своей природы, не осознавала своего артистизма и искренне удивлялась, когда директора тех клубов, в которых выступал хор, подходили к ней после концертов и говорили: «Девушка, Вам надо учиться».

Нина Агапова


В послевоенные годы молодёжь закружил вихрь кинематографа. Многие бегали на «Мосфильм» сниматься в массовках. Нину тоже увлекла работа в кино, но серьёзно своё увлечение она не воспринимала. Пока однажды на съёмках фильма «Человек №217» ассистент режиссёра Викторов не посоветовал девушке задуматься об актёрском будущем. Она решила поступать во ВГИК.

С работы её отпускать не хотели, но Нину было не остановить. Она подала документы и стала готовиться к экзаменам. Агапову привели к знаменитому режиссёру немого кино Юрию Таричу. Тот прослушал её и остался доволен: «Думал, приведут опять какую-нибудь фуфу… Все же бредят актёрской профессией». Тарич отметил, что у девушки органическое сочетание таланта комедийного с драматическим, и стал готовить с ней отрывки из «Женитьбы» (в образе Агафьи Тихоновны) и «Молодой гвардии» — Любку Шевцову. На вступительном экзамене Сергей Юткевич понял, что с Ниной занимался профессионал и попросил показать что-нибудь от себя. Она прочла отрывок из «Графа Нулина».

Нина Агапова в фильме "Доброе утро"


Курс был уникальным, актёрско-режиссёрским. Юткевич основной упор делал, конечно, на режиссуру, азы которой постигали Басов, Чухрай, Чхеидзе, Абуладзе, Мельников. Актёров почти не замечали, говорили: «Зачем ломать природу? Какие вы есть, такими и оставайтесь!» Тем не менее, несмотря на природу, студентов начали потихоньку отсеивать. Каждый год. Выгнали даже Тенгиза Абуладзе.

На третьем курсе очередь дошла до Агаповой — педагог Иосиф Рапопорт попросту отказался с ней заниматься. Нина огорчилась и окончательно замкнулась. За студентку вступились ассистенты и преподаватель пантомимы Александр Румнев. Они сами стали заниматься с ней и помогли благополучно доучиться до конца, хотя психологически девушке было очень тяжело. Она чувствовала, что вокруг неё что-то происходит, кому-то она не по душе. Педагог по движению ставил ей на зачёте четвёрку и шептал: «Извините, больше не могу…» Кто плёл интриги, кому это было надо — она не стала выяснять, а теперь это и не важно.

В дипломном спектакле «Человек с ружьем» (1951) Агапова играла Надежду, жену Шадрина. Её ни разу не поправили, а Рапопорт подошёл и извинился за прошлое. Нина, конечно, простила все обиды, но порог ВГИКа с тех пор не переступила ни разу. Камень на сердце, всё же, остался.

Нина Агапова

Сегодня Нина Фёдоровна считает, что зря пошла в кинематографический вуз. Надо было поступать в Вахтанговскую школу — это её стихия, её природа. Она и в кино-то ничего особенного не сделала, несмотря на добрую сотню ролей. Истинное наслаждение принесла работа только в Театре-студии киноактёра, куда Агапову приняли по окончании ВГИКа.


Театр киноактёра был переполнен, несмотря на то, что на его сцене работали единицы — остальные либо снимались, либо просто не хотели играть в спектаклях. Но так как выпускников ВГИКа театр был обязан принять, дирекция вынесла своеобразное решение: брать только тех, у кого в дипломе пятёрка по мастерству, взамен — увольнять столько же актёров из штата. В тот год отличников было пятеро, в тои числе и Нина Агапова. Их приняли.

Новички, по традиции, долгое время ничего не делали, нигде не играли и не снимались. Затем — и того хуже — театр закрыли. Как говорилось в приказе, «в целях улучшения работы актёров кино». Кто-то уехал в Германию, в военный театр, остальные сидели без работы в Москве. И это — в самом расцвете сил, молодости и энергии! Многие тогда сдали профессионально.

Нина Агапова в фильме "К Черному морю"


Через пару лет Театр киноактёра открылся вновь. Агапова стала выступать в капустниках, которые продолжали традиции знаменитой «Синей птички» Драгунского. Там-то на неё и обратили внимание и даже, как это не смешно, повысили категорию. Эраст Гарин пригласил молодую актрису на роль Хозяйки в спектакль «Обыкновенное чудо». Задача была не из лёгких — роль главная, да ещё и лирическая, опыта мало, но всё же начало было положено. А когда в Театре киноактёра появился знаменитый на всю Москву администратор Игорь Нежный, Агапову ввели в водевиль «Беда от нежного сердца». Тут актриса окунулась в свою стихию и, наконец, смогла заявить о себе в полную силу. Последовали премьера за премьерой: «Восемь женщин», «Да здравствуют дамы!», «Бабий бунт», «День отъезда, день приезда», «Комедия ошибок», «Ах, сердце!», где Агапова сыграла сразу четыре роли.

Но самой значительной работой Нины Фёдоровны в театре стала главная роль в первом мюзикле, поставленном на московской сцене. Это был 1965 год. Мюзикл «Целуй меня, Кэт» композитора Кола Портера с успехом шёл на Бродвее, и вот на его постановку решился режиссёр Давид Ливнев. Само собой, столь откровенное название было неприемлемо для столичного театра, поэтому целомудренное руководство переименовало пьесу в нейтральное «Опять премьера». В спектакле были довольно сложные вокальные партии, но драматические актёры показывали настоящие чудеса, а Нина Агапова была просто великолепна. Критика буквально захлебнулась от восторга, а Людмила Гурченко в одном из интервью восторженно отзывались о совместной работе «с такими непревзойдёнными мастерами сцены, как Сергей Мартинсон и Нина Агапова».

Нина Агапова в фильме "713-й просит посадку"

Кино не использовало и десятую часть её дарования. Опять же, виновного здесь не найдёшь, да и разве это важно.

С одной стороны — режиссёров смущала внешность актрисы. Нина Агапова — красивая женщина, где-то даже с западными чертами лица. Такой не доверишь сыграть крестьянку, рабочую, да и просто советскую девушку. Вот и возникли ряды вышколенных секретарш, баронесс, аристократок, американок-англичанок-немок, строгих врачей и истеричных администраторш. В советском кинематографе такие героини не могли быть в центре внимания, поэтому Нина Агапова, в основном, присутствовала на втором плане.

С другой стороны всплывало несоответствие её яркого комедийного дарования с той же внешностью. Хрупкая и стройная, она не могла соревноваться с теми же толстушками, если речь заходила о характерной роли.

Отрывок из фильма «Дайте жалобную книгу»

Эльдар Рязанов долго не мог сделать выбор между Ниной Агаповой и Людмилой Ивановой на роль Шурочки в «Служебном романе». Пробы были одинаково хороши, но в итоге он склонился к последней. Согласитесь, зная творчество Агаповой, трудно себе представить её в образе полной идиотки. А оказывается, это её конёк. Она очень любит играть дурочек и успешно это демонстрирует сегодня на сцене, работая в труппе «Блуждающие звёзды». Но и здесь актрисе приходится подкладывать толщинки, увеличивать объём груди и талии «для пущей убедительности».

Впервые Нина Агапова снялась в большой роли в 1953 году. Это был фильм Андрея Фролова «Доброе утро». Картина стала лидером кинопроката и вскоре была благополучно забыта всеми. Но тогда, в период малокартинья, приглашение на съёмки становилось событием для каждого артиста. Нина оставила маленького сынишку на бабушку и отправилась в экспедицию.

Нина Агапова


Следующую приличную роль пришлось ждать почти десять лет. Ею стала хамоватая Зинаида в комедии Рязанова «Дайте жалобную книгу». Героиня Агаповой появлялась за стойкой буфета грязного, замызганного ресторана «Одуванчик» и являла собой воплощение мощи советского общепита, всей этой братии, имя которой — сфера торгового обслуживания. И совершенно естественными выглядели манипуляции Зинаиды, связанные с разбавлением спиртных напитков водой. В 1964 году, когда об этом только догадывались, но вслух не говорили, зритель хохотал от души.

В павильоне, изображавшем пресловутый «Одуванчик», Нину Агапову окружали прекрасные актёры: Анатолий Папанов, Рина Зелёная, Лариса Голубкина, Олег Борисов, Татьяна Гаврилова, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Тусузов. Сцены в ресторане стали большим плюсом фильма. Эльдар Рязанов создавал на съёмках максимум комфорта для своих артистов, что неизменно шло на пользу общего дела. Эту работу Агапова вспоминает с особой теплотой. А потом опять пошла «мелочь».

Нина Агапова


В общем, творческая судьба киноактрисы Нины Агаповой оказалась связана с эпизодом. Можно долго рассуждать на тему, что «сыграть эпизод намного труднее, чем главную роль» — это и так ясно всем, кто мало-мальски знаком с актёрским делом. Лучше лишний раз посмотреть, как работает Нина Фёдоровна в эти считанные минуты, а порой секунды, на экране. Как органичны, убедительны и темпераментны её героини: фрау Ауфбаум («Щит и меч»), американка с попугаем («Корона Российской империи»), смотрительница музея («Старики-разбойники»), солистка театра «Колумб» («12 стульев»), тётушка Сима («Нейлон 100%»), миссис Гриффит («Тайна Чёрных дроздов»), хозяйка гостиницы мисс Холл («Человек-невидимка»), Анна Александровна («Любить по-русски»). И когда у Агаповой появляется возможность сыграть одну из главных ролей, она вкладывает в неё всё мастерство по-настоящему мудрой, синтетической актрисы. Достаточно назвать такие разные образы, как тренер в «Чуде с косичками», колдунья Мясекай в сказке «Всадник на золотом коне» и Нина Ивановна в ленте «Ты иногда вспоминай».

Снимается Нина Фёдоровна и сегодня. Постперестроечный кинематограф не забыл одну из лучших своих актрис, не выкинул её за борт. Причём, на счету Агаповой роли как в так называемом народном кино («Любить по-русски»), так и в коммерческом («Всё то, о чём мы так долго мечтали») и даже в сериалах (в «Самозванцах» актриса сыграла уморительно смешную роль врача, помешанного на «мыльных операх»).

Нина Агапова в фильме "Трактир на Пятницкой"

Мужем Нины Агаповой был замечательный оператор Сергей Полуянов. Он увидел Нину на вступительных экзаменах в институте кинематографии и сразу влюбился. Их познакомили, и Полуянов больше не мог думать ни о ком, кроме неё. Когда Сергея спрашивали: «Тебе кто из них нравится?» и указывали на галерею портретов кинозвёзд, он, шутя, отвечал: «Её здесь нет».

Сергей Полуянов снял такие блистательные картины, как «Борец и клоун», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Золотой телёнок», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Спортлото-82». Лишь однажды ему удалось поработать со своей женой — в «Двенадцати стульях». На сцене театра «Колумб» героиня Нины Агаповой пела «Шумел камыш, деревья гнулись» на французском языке. Кстати, для этого эпизода актриса брала уроки французского у внучки Станиславского — в кинематографе тех лет всё должно было выглядеть на высшем уровне!

Сергей Сергеевич умер в 1983 году, не дожив до шестидесяти лет. В середине 90-х ушёл из жизни сын Нины Фёдоровны, Саша. Он, как и отец, закончил операторский факультет, но по своей энергии, неугомонности, остроте восприятия жизни, не мог подолгу заниматься одним делом. Сменив массу занятий, Александр увлёкся бизнесом. Но в конце концов не выдержал того ритма, который взял…

Нина Агапова в фильме "Берегите мужчин"


К тому времени Нина Фёдоровна уже оставила Театр киноактёра. Её последними ролями на этой сцене стали искрящаяся Юлия-Джули в «Тени» и эксцентричная переводчица в «Ссуде на брак». Перед уходом получила звание заслуженной артистки РСФСР, на которое театр подавал неоднократно. Но и на этот раз не обошлось без сюрприза — всем на удивление из Верховного Совета пришло распоряжение, в котором требовали собрать все рецензии на сценические работы Агаповой. Нина Фёдоровна порылась в старых папках, коробках, извлекла из домашнего архива газетные и журнальные вырезки и всё отдала. Назад, разумеется, ничего не вернулось, но звание, всё же, дали. Несмотря на то, что и в этом вопросе кто-то старался помешать.

Оставив театр, Нина Фёдоровна почувствовала облегчение, настоящую радость. Теперь она свободна! Природа, книги, друзья… Но тут случилась трагедия с сыном, и все земные прелести ушли в тень. Необходимо было отвлечься от горьких мыслей, немедленно переключиться на что-то другое. И тут в жизнь актрисы ворвался энергичный мейерхольдовец Даниил Сагал.

Нина Агапова в фильме "Человек-невидимка"


Кумир молодёжи 30-х годов, ученик Всеволода Мейерхольда, бывший премьер театра Советской армии, Даниил Львович Сагал к тому времени мог бы стать героем передачи «Забытые имена». Он давно не снимался в кино, его не помнили ни зрители, ни журналисты, ни даже многие коллеги. Но сам актёр так не считал. А главное, он совершенно не мог сидеть без дела. В свои 84 года Сагал мечтал создать театр старых мастеров и играть пьесы, наподобие «Соло для часов с боем». Но сначала Даниил Львович решил рискнуть, что называется, малыми силами — выйти на публику со спектаклем на двоих. Он взял старую, неоднократно инсценированную, пьесу Коубэрна «Игра в джин» и стал искать партнёршу. Пересмотрел массу актрис и почти разочаровался. И вдруг вышел на Нину Агапову. Они начали репетировать.

Нина Агапова


Спектакль собрал довольно тёплую прессу. В период всеобщей вакханалии и неразберихи, в период «повсеместной театрализации», когда в одной только Москве появилось более двухсот коллективов, претендующих на громкое имя «Театр», спектакль Сагала и Агаповой просуществовал два года. На фестивале «Созвездие» в Ярославле они играли его на сцене местного театрального училища, одного из старейших в России. Зрители устроили артистам настоящую овацию, аплодируя стоя почти четверть часа.

Один из театральных критиков справедливо подметил тогда, что актёры молодели на сцене и в конце спектакля даже танцевали. В эти минуты хотелось верить, что мечты Даниила Сагала о театре стариков обязательно сбудутся. Но, как показало время, они так и остались мечтами. Не потому что автор этой идеи сидел, сложа руки. Сагала надо знать — по гороскопу это взрывоопасная смесь Скорпиона и Петуха! На репетициях Нина Фёдоровна, порой, не знала, куда от него скрыться. С такой же бешенной энергией он носился по всевозможным инстанциям, собирал какие-то справки, приставал к предполагаемым спонсорам, но всё — безрезультатно.

Зато Нина Агапова не смогла расстаться со сценой во второй раз. Вскоре она вошла в труппу под звучным названием «Блуждающие звёзды», которым руководит молодой актёр и режиссёр Павел Тихомиров. Труппа, действительно, блуждает — спектакли играют в различных Домах творчества. Нина Фёдоровна занята в четырёх спектаклях. Играет Островского, Есенина, в детской сказке и эксцентрической феерии по произведениям писателей-юмористов. Здесь она снова поёт и с удовольствием вспоминает, как Борис Андреев в день, когда Агапову принимали в Театр-студию киноактёра, громогласно заявил: «Поздравляю коллектив с замечательным вокальным приобретением!», а потом неоднократно басил ей в ухо: «Агапова, тебе надо в оперетту!»

Нина Фёдоровна не ушла в оперетту, о чём, конечно же, не раз жалела. Она осталась драматической актрисой. Она — человек одной привязанности. Однолюб. Может, это и не очень хорошо, может, однажды надо всё круто изменить в своей жизни. Но Агапова не такая. Она ранимый, нерешительный, вечно сомневающийся в себе художник, но художник крепкий, высокопрофессиональный. Поэтому отдыхать ей не дадут никогда.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий