Нина Меньшикова

Нина Меньшикова

Нина Евгеньевна родилась в Москве 8 августа 1928 года. Отец — Меньшиков Евгений Александрович, военный; мать — Меньшикова
Татьяна Григорьевна.
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно. Руководитель курса, на котором училась Нина, Борис Бабочкин не видел в своей ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности. После двух лет обучения у Бабочкина, Нина Евгеньевна по собственной инициативе перешла на курс ниже, в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая жизнь в институте.

Нина Меньшикова

Именно в мастерской С.А.Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. В 1953 году Нина Меньшикова окончила ВГИК. В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову из института, было сказано: «Одаренная молодая актриса, способная к решению самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая творческие задачи, проявляет волевые качества». Все это отчетливо проявилось и в ее дипломных работах — в роли Долли из «Анны Карениной» и в роли Анны Монс из спектакля «Юность Петра», где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра Первого. В том же 1953 году Нина Меньшикова стала актрисой Театра-студии киноактера.

Нина Меньшикова

Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи по мастерской — студенты режиссерского факультета В.Ордынский и Я.Сегель приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного короткометражного фильма «Переполох» (по рассказу А.П.Чехова), они пригласили на главную роль Нину Меньшикову.

Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини, и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой, а ее трагедию — более типичной.

Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет работать высокопрофессионально — пластично двигаться, мимически точно выражать состояние героини, хорошо носить костюм, — что она не только чутка к замыслу постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих задач, к своеобразному прочтению ролей.

Нина Меньшикова

Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной — жены профессионального революционера из фильма «Первые радости» («Мосфильм», 1956). Эта работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже трагедийного накала.

Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей, требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии — лирическая и драматическая — переплетались.
В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.

Нина Меньшикова

Первая из них — бытовая роль доброй, любящей матери в фильме «Большие и маленькие». В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова — увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором — унылая домашняя хозяйка, которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.

Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, — роль Варвары — матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную икону («Чудотворная») Этот образ — самый трагический в творческой биографии Нины Меньшиковой. Ее Варвара — женщина, раздираемая внутренними противоречиями. Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести покой и радость ее истерзанной душе.

Нина Меньшикова со Станиславом Ростоцким и сыном Андреем

Актриса очень убедительно передает всю пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном — и снова — к бессильным слезам и тупой тяжелой задумчивости.

И, наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, — это учительница литературы Светлана Михайловна в фильме «Доживем до понедельника»(История создания фильма). Актриса сумела показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Вместо грубого осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные идеалы. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила Государственную премию СССР.

Всего Нина Меньшикова сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Федорова, Эльдор Уразбаев, Андрей Сахаров, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова, Константин Войнов и многими другими. Нина Меньшикова была членом Союза кинематографистов России.

Нина Меньшикова со Станиславом Ростоцким

Мужем её был известный кинорежиссёр Станислав Ростоцкий. Впервые с будущим супругом Нина встретила «очень обыкновенно, во ВГИКе».
Однажды Ростоцкий возвращаясь из института поздней зимней ночью на тролейбусе, столкнулся там с Ниной. Они разговорились. Девушка ехала на окраину, в Богородское, к бабушке, у которой жила. Порыв проводить девушку погасила прагматическая мысль о возвращении из такой глуши, и Нина уехала одна.
Но практичность Ростоцкого оказалась для него самого судьбоносной, когда он собрался писать сценарий первой авторской картины. Так как речь в картине шла о деревенской жизни, вместе с соавтором Владимиром Красилыциковым было решено работать над сценарием в деревне. «Только нам надо взять кого-то с собой, кто бы нам готовил. Потому что, если мы будем заниматься хозяйством, мы ничего не напишем», — уточнил Ростоцкий. Готовить вызвалась Нина. Их роман начался в первый же день. А Меньшикова и сегодня говорит: «Там была любовь. С моей стороны — безумная любовь».

Нина Меньшикова

Поездка в Киржач завершилась появлением в 1956 году фильма «Земля и люди» и рождением в январе 1957 году сына Андрея Рстоцкого, названного в честь оператора Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого («Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).

Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий.

В 2001 году Нина Меньшикова овдовела, Святослав Ростоцкий умер по дороге на девятый кинофестиваль «Окно в Европу», куда был приглашён в качестве почётного гостя, прямо в машине в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине Меньшиковой ещё один тяжелейший удар – 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем сын Андрей Ростоцкий.

Нина Евгеньевна ушла из жизни 26 декабря 2007 года. Похоронена актриса 28 декабря на Ваганьковском кладбище рядом с мужем.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий