Елизавета Никищихина

Елизавета Никищихина

.. Когда шестнадцатилетняя Лиза объявила родителям, что худрук Театра Станиславского прославленный мхатовец Михаил Яншин берёт её, ещё школьницу, в актёрскую студию при театре, отец так и взвился: «Ты что — хочешь стать проституткой?» Едва дочь попыталась возразить, папаша ничтоже сумняшеся отправил её в нокаут. Соседями Никищихиных по коммуналке была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна.

В момент семейной разборки сын артиста Лева вышел в коридор покурить в компании товарищей — Володи Высоцкого и Андрея Тарковского, тогда ещё совсем мальчиков. Увидев побоище, ребята нейтрализовали расходившегося родителя и успокоили юную соседку. А потом взяли её с собой на дачу — на ёлке, возле которой играли дети, было тепло и пахло пирогами (случилось это 31 декабря 1957 года). Лиза утешилась и встретив Новый год укрепилась в своём решении: пошла в театр, а вскоре сняла комнату. Спустя полгода отец примирился и вернул начинающую артистку домой.

Елизавета Никищихина

Ещё на прослушивании Никищихину консультировал молодой, тогда не знаменитый Евгений Леонов. Для начала он ухохотался, когда Лиза, обливаясь слезами, продекламировала «Жди меня, и я вернусь…» А потом предупредил, поскольку её и в театр брали как комическую и гротесковую актрису: «Вы пройдёте. Только я Вам советую серьёзно подумать.. Учтите, у Вас будет очень трудная судьба». И как в воду глядел. То есть даже в театре, где ей как-никак доставались очень крупные драматические роли, Никищихина задыхалась в отсутствие серьёзного содержательного материала. Ведь между значимыми для нее постановками зияли убийственно длительные паузы. А уж в кино рассчитывать на подарки в виде больших драматических работ и вовсе не приходилось.

Елизавета Никищихина

Родилась 17 мая 1941 г. С 1958 г. в Московском драматическом театре им. Станиславского. Актриса острой, смелой характерности в сочетании с глубоким, трепетным лиризмом. Елизавета Никищихина была одной из «звёзд» в замечательном созвездии артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского М.Яншиным и Б.Львовым-Анохиным. Для неё не существовало невозможного, ей одинаково были подвластны и трагические, и характерные роли. Елизавета Никищихина с блеском играла Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова и Герду в сказке Андерсена, Вассу в «Вассе Железновой» Горького и гоголевскую Агафью Тихоновну.

Потрясающе играла Антигону в пьесе Ануя. «Для неё театр был светской формой религии, — писали об актрисе друзья и коллеги. – Не раз, особенно незадолго до смерти она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала «депрессивного» театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями».

В кино исполняла роли странноватых, эксцентричных особ, чаще всего добрых, но непонятых окружающими. Наиболее интересные героини: Невеста (“Скверный анекдот”), Ляля (“Шла собака по роялю”), Маша («Приключения Электроника» История создания фильма), жена Орловича («Покровские ворота» История создания фильма), директор школы («Виктория»), Серафима («Самоубийца»).
Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях: артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие передавалось залу. В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры использовали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный.


Елизавета Никищихина

Среди других фильмов с её участием: «Полустанок», «А у нас была тишина…», «Расмус-бродяга», «Любить», «Голос», «Не было печали», «Торпедоносцы», «Клуб женщин», «Провинциальный бенефис».
Между тем, в жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег. Постоянно раздираемая противоречиями, мыслями о творчестве и жизни, она много пила, по этой причине её оставил любящий муж – известный музыкальный критик Анатолий Агамиров. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.

Отрывок из фильма «Покровские ворота»- Высокие отношения

В 20 лет покорила Москву
– Знакомство наше произошло во время съёмок фильма «Расскажи мне о себе» в конце 60-х в городе Пущино, – вспоминает первый супруг Никищихиной, музыкальный критик Анатолий Агамиров. – Моя мама работала хореографом на этой картине, с Лизой они подружились сразу. А я приехал в гости. Мама сказала про Лизу: «Человек замечательный. Говорят, актриса гениальная, жаль, мы не видели её в театре». А потом, уже в Москве, как-то раз Лиза пришла ко мне в гости. Посидели, выпили, разговорились, увидели, что далеко за полночь и… решили больше не расставаться. Прекрасное было время.

Елизавета Никищихина

Жили без телефона, никто нас не трогал, не мешал. Когда появлялись деньги, куролесили по всей Москве, друзей было множество, люди все интересные, творческие… Правда, Лиза тогда уже выпивала больше, чем следовало бы, только тогда это не казалось трагедией. Каждый день я провожал её в театр, сажал на автобус и махал вслед, как ребёнок. сам Лизины спектакли долгое время не смотрел – боялся, вдруг не понравятся, надо же будет сказать правду! Но когда увидел наконец «Антигону», просто руками развёл. Это было потрясающе!

Елизавета Никищихина

Ещё будучи школьницей, Никищихина стала играть в «настоящих» профессиональных спектаклях Театра имени Станиславского. Сразу после школы её взяли в труппу, не дожидаясь диплома о высшем образовании, да, собственно, и самого поступления в институт (ГИТИС она закончит позже). Играла много, роли большей частью характерные, гротесковые. А в 1966-м, когда Никищихиной было 20 с небольшим, режиссёр Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по Жану Аную. Сложнейшую трагическую роль, символ женской стойкости и бескомпромиссности.

И она справилась, да ещё как! Сыграла в паре с Евгением Леоновым. Блистательный получился дуэт. «Антигона» стала «бомбой», взорвавшей театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва сдерживала толпу на подступах к театру. В исполнительницу главной роли публика влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному.

– Лизе многие завидовали, – считает актриса Майя Менглет. – Говорили, неопытная, мол, да некрасивая, такая-рассякая. Но иная красавица на сцене, как кувалда, а Лиза, играя, расцветала, становилась недосягаемой. И за успех свой, кстати сказать, она заплатила полной мерой – на мой взгляд, это как раз тот случай, когда роль оказала воздействие и на характер, и на жизнь актрисы: после такого взлета найти достойную роль было трудно, планка оказалась чересчур высокой. Лиза немало из-за этого пострадала, оказываясь в вынужденных простоях…
Удивительная вещь: всё та же Антигона, правда, уже в другой постановке, стала и последней ролью Елизаветы Сергеевны. За несколько дней до смерти она в последний раз вышла на сцену именно в этом образе.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

1 комментарий кЕлизавета Никищихина

  • andrey_s29

    Очень жаль великую актрису. Я жил очень близко с ней и видел как она мучилась от невостребованности в годы перестройки. Ну и соответственно много пила. Очень жаль.

Оставить комментарий