Альберт Филозов

Альберт Филозов

Предки Альберта Филозова по материнской линии были зажиточными крестьянами с Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как «врага народа», в 1937 году. Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…

К счастью, положение «сына врага народа» не очень сказалось на юном Альберте. Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку. Правда, когда всех принимали в Комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая себя недостойным, и решился вступить лишь, когда умер Сталин.

Альберт Филозов

Альберт Филозов рано стал самостоятельным. Время было тяжелое, голодное, и он после седьмого класса пошел работать на шарикоподшипниковый завод, где получил профессию токаря. Среднее же образование юноша, как и многие, получил в вечерней школе.

Об актерской профессии Альберт Филозов никогда не задумывался, хотя и слушал по радио с увлечением программу «Театр у микрофона». Тогда часто передавали радиоверсии спектаклей Малого театра, МХАТа, Театра Вахтангова. Как вспоминает Альберт Леонидович, особенно ему нравился «Клоп» Театра сатиры: он даже выучил целый акт наизусть.

Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт Леонидович вспоминает: «В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому успешно прошёл все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из неё не уеду…»

Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова – будущий цвет отечественного кино и театра.

На третьем курсе мог состояться дебют Альберта Филозова в кино. Молодой актер удачно прошел пробы к фильму «Зеленый фургон» и был утвержден на роль. Единственное, чего он сильно боялся – это реакции руководства Школы-студии МХАТ, ведь студентам категорически запрещалось сниматься в кино. На этот вопрос создатели фильма пообещали урегулировать.


Альберт Филозов

Филозов вылетел в Одессу подписывать контракт (на всякий случай запасшись обратным билетом). Его встретили в аэропорту, там же дали бланк: «Заполни здесь, поставь подпись». «А как с институтом?» — спросил юноша. И тут оказалось, что они ни о чем не договорились. Про свое дальнейшее поведение актер до сих пор вспоминает со стыдом: «…я отошел попить воды и… сбежал. Уже объявили посадку, я бежал через все летное поле, а директор с администратором бежали за мной. Подбегаю к самолету, а трап уже отвели, машу билетом, кричу… Хорошо, самолет был небольшой, я подпрыгнул, ухватился, подтянулся и влез в незакрытую ещё дверцу. И улетел. В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали — пробовали, обещали, но до съемок дело не доходило…»

Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова, который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» По словам актера, он «промучился» год и перешел в Театр им. М. Н. Ермоловой.

Еще одно примечательное событие того периода – женитьба Альберта Филозова. Со своей первой супругой он познакомился в компании. Сам актер о том браке почти не рассказывает, отмечая лишь, что жена не имела никакого отношения к искусству.

В Театре Ермоловой складывалось все нормально, актер готовил премьеру, тем неожиданнее для него явилось в 1961 году известие о призыве в армию. Служить Филозову поначалу довелось в саперном батальоне. «Тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист, — вспоминает Альберт Леонидович. — Трудно было: полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься — останешься без еды. Но я через это прошел». И все же, несмотря на трудности, он считает, что армия мужчине нужна, поскольку закаляет мужчину.

В саперном батальоне Филозов прослужил недолго. Его жена ходила по всяким инстанциям, писала бумаги с просьбой использовать мужа по профессии. В конце концов Филозова перевели в Рязанское училище связи, назначив командовать военным оркестром. Последние же пол года он и вовсе провел в Москве, служил младшим сержантом в «Матросской тишине». «Офицеры на ночь уходили домой, а мы по очереди бегали через забор в самоволку, а утром до подъема возвращались. Ни разу не попался», — вспоминает Альберт Леонидович.

Альберт Филозов

Демобилизовавшись, Альберт Филозов не стал возвращаться в Театр им.Ермоловой. Режиссера, который брал его в труппу, «съели», и поэтому Филозов предпочел вновь устроиться в театр Станиславского. Там он и прослужил следующие двадцать лет. Театралы помнят его роли в спектаклях Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979), ставшими вехой в истории отечественного театра.

Вскоре после армии Альберт Филозов женился во второй раз. Алла была театроведом, работала во ВГИКе. В этом браке у Альберта Леонидовича родился сын Андрей, впоследствии ставший журналистом.

С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм» в картинах «Сыны отечества» (Отто Тальвиг) и «Яблоки 41-го года» (Федька). Сегодня вряд ли кто вспомнит эти ленты.

Ситуация изменилась совершенно неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов… Вот эту роль и предложили сыграть Альберту Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса Виктория Федорова.

Несмотря на определенную заданность и прямолинейность драматургии, персонаж получился живым и интересным. На актера обратили внимание другие режиссеры, и приглашения не заставили себя долго ждать. В последующие годы Альберт Филозов снялся в лирической комедии «Тихоня» (Василий Чебан), телефильме «Великий укротитель» (Савелий Петрович Куликов), детективе «Страх высоты» (Илья Рождественский) и других лентах.

Альберт Филозов

Очень скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…

Амплуа «невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из великолепной мелодрамы «Вам и не снилось» ( Как создавался фильм), или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»

Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.

До поры до времени в послужном списке Филозова превалировали положительные герои. В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль — Петухова в детективной драме «И это все о нем», в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера в картину «Тегеран-43» (История создания фильма) . Актер не сразу согласился. «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», — вспоминает Альберт Леонидович. Однако роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. Ну, как отказаться от удовольствия поработать со звездой мировой величины?!

По сюжету картины персонажи Филозова и Делона общались по-французски, и нашему актеру, не знающему этого языка, пришлось наизусть заучивать незнакомые фразы. Получилось все настолько достоверно, что вряд ли кто-то заподозрил Филозова в незнании французского.

После успеха в картине «Тегеран-43» талант Альберта Филозова еще много раз использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов и т.п.

Альберт Филозов

Альберт Леонидович признается, что были в его биографии и роли, за которые ему стыдно. Одна из таких – странствующий певец с гитарой Оскар в детском фильме «Расмус-бродяга» (1978), которую озвучивал за него Олег Даль. Актер вспоминает: «…меня пробовали нормально с моими неухоженными волосами, всклокоченная борода была наклеена. А потом почему-то, может редакторы заставили, режиссерша сделала из меня красавца. На меня надели парик белокурый, как потом выяснилось, от Дорониной. Шили на нее, но она забраковала. Можете себе представить. Накрасили мне ресницы. Ужас! И более того, еще меня озвучили Далем. Олег, когда меня встречал, ему было неловко несколько. А он звонко всегда разговаривает, а я такой мрачноватый, глуховатый. То есть смотреть я не могу на это». Возможно, Альберт Леонидович в чем-то прав, и роль во многом «не его», но многим зрителям картина, тем не менее, понравилась.

Были и роли, так сказать «на преодолении». Так в исторической ленте Сергея Юткевича и Леонида Эйдлина «Ленин в Париже» Филозов сыграл вожака анархистов. «Его должен был играть Андрей Миронов, но он то ли заболел, то ли что, Юткевич попросил меня. Совершенно ничего общего. То есть истерика сплошная, все время на крике, на выдохе таком. И вот это совершенно несвойственно. Я попробовал, несмотря на весь идеологизм фильма…», — вспоминает Альберт Леонидович. В 1983 году картина была удостоена Государственной премии СССР, но у зрителей особой любви не снискала и впоследствии «благополучно» забылась.

В 1987 году Альберта Филозова пригласили в Киев на съемки картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Популярному актеру предстояло сыграть сразу две главные роли: короля Артура и Мерлина. На вокзале актера встретила белокурая красавица Наталья, оказавшаяся заместителем директора картины. Филозов влюбился с первого взгляда и тут же назначил девушке свидание.

Альберт Филозов

Филозов к тому времени как раз разводился со своей второй женой. Их отношения давно зашли в тупик, и единственное, что связывало супругов – это сын Андрей. Теперь же, когда мальчик вырос, можно было подумать и о личной жизни.

В Москву Альберт Леонидович возвращался уже с новой женой. Свою квартиру он оставил прежней семье, а сам с Натальей поселился в гримерке. Квартиру уважаемому артисту предоставили лишь после рождения в 1994 году дочери Насти. А в 1998 году у счастливых родителей родилась еще одна дочь – Анна.

Начало 90-х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию – он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия и жалости до презрения.

Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений», граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.

К середине 90-х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы» (куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году), а также занимался преподавательской деятельностью во ВГИКе и РАТИ. Впрочем, преподавательская деятельность особого удовольствия, по его собственному признанию, не доставляла.

Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что актер достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести роли в сериалах «Пятый ангел» (Моисей, отец Григория Плоткина) и «Бедная Настя» (Иван Иванович Корф, герой войны 1812 года), в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» по роману Ю.М.Лермонтова (полковник Ильяшенко), в многосерийном фильме «В круге первом» (дядюшка Аверин), в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Островского (барин Нил Стратоныч Дудукин) и ряд других ролей.

Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре «Школа современной пьесы». Зрители могли лицезреть его в спектаклях: «Дом» по пьесе Евг.Гришковца, «Вишневое варенье» по пьесе Л.Урицкой (Дюдо), «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, «Чайка» А.П. Чехова (доктор Дорн). В 2007 году Альберт Филозов дебютировал на сцене этого театра в качестве режиссера, поставив совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий