История создания фильма «Карнавал»

Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Широкоформатный фильм. Музыкальная мелодрама о провинциальной девушке, приехавшей в Москву, чтобы стать актрисой.
В фильме снимались: Ирина Муравьёва, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Алевтина Румянцева, Вадим Андреев, Александр Абдулов, Екатерина Жемчужная, Вера Васильева, Александр Михайлов, Зинаида Воркуль, Борис Морозов, Валентина Титова, Лидия Смирнова, Вячеслав Баранов, Татьяна Чернопятова, Игорь Радов, Елена Астафьева, Александр Ильчинин
Режиссёр:Татьяна Лиознова
Премьера фильма состоялась 5 июня 1982г
Награды: Приз бюро Эстонского рекламфильма — Татьяна Лиознова, 1982 год, ВКФ;
Диплом жюри — Ирина Муравьева, 1982 год ВКФ.

Карнавал

Жила-была на свете (в маленьком провинциальном городке) девочка Нина Соломатина. Обыкновенная девочка, одна из тех, кто млеет в кинотеатре от шикарного боевика «Смерть у моря», мечтает об известности, активно участвует в художественной самодеятельности (блестящий эпизод, когда «светское общество» Чацких, Молчалиных и Фамусовых в перерыве репетиции, забыв о цилиндрах и кринолинах, жизнерадостно устремляется к турнику и лихо скачет через «коня»), отвергает невзрачного одноклассника, втайне лелея мечту о Бельмондо или Иннокентии Смоктуновском, и засыпает редакцию «Советского экрана» письмами с единственным вопросом: «Как стать артисткой?».

Карнавал

Добавьте к этому массу веснушек, две трогательные косички, нескладно-коренастую фигуру, и вы… не узнаете в героине Ирину Муравьеву — прекрасную актрису, запомнившуюся нам все по тому же фильму «Москва слезам не верит», которая не боится быть неуклюжей и смешной (достаточно вспомнить, как ее героиня катается на роликах), но умеет, подобно гадкому утенку, превратиться в прекрасного лебедя — стать поразительно элегантной и неотразимо женственной (например, в сценах, где она предстает перед нами в облике «женщины, которая поет», ее исполнительской манере могут позавидовать многие звезды эстрады).

Карнавал

И не беда, что «карнавальная жизнь», к которой так стремилась Нина, получится совсем не такой, «как в кино». Только поначалу покажется ей (и зрителям) добрым волшебником отец, нашедший брошенную в детстве дочурку, а потом как-то незаметно забывший о ней в Москве. И храм искусства — театральное училище — не поспешит распахнуть двери перед наивной провинциалочкой со своеобразным говором. И из трехкомнатного «дворца» ее совсем не вежливо попросит хозяйка. И не сказочным принцем окажется будущий режиссер, променявший Нину на манекенщицу.

И в первом выступлении на сцене, используя все свое «умение» держаться на роликах, Соломатина блестяще… завалит (в прямом и в переносном смысле слова) всю программу мюзик-холла. Так как же оценить возвращение Нины Соломатиной в родной город? Как отказ от мечты об артистической карьере и первое жизненное поражение? Или, наоборот, увидеть в ее карнавальных мечтах, как это наверняка сделают любители счастливых концов, будущее большой актрисы? А, может быть, это и не так уж важно? Ведь в конце концов фильм не о том, станет или не станет Нина актрисой, а о том, что Москва, «не поверившая» ей, все-таки не поскупилась и кое-чем одарила ее. Хотя бы, например, способностью не путать жизнь с карнавалом. Честное слово, это не так уж мало.
«Спутник кинозрителя», июнь 1982 года

Карнавал

Т. Лиознова адресовала фильм «Карнавал» молодому поколению, а потому выбрала пересказ истории о взрослении человека в жанре музыкального фильма-шоу.
Эльдар Рязанов как-то искренне признался Татьяне Лиозновой, что «по-настоящему завидует ей – снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, – это надо суметь!»

Идея же снять фильм о трогательной провинциалке родилась в стенах института кинематографии. Во времена преподавания во ВГИКе Татьяне Лиозновой как-то раз, почти случайно, попался старый номер журнала «Искусство кино», где была напечатана повесть Анны Родионовой о провинциальной девчонке, которая приехала покорять столицу. Повесть Лиозновой очень понравилась, а история главной героини оказалась режиссеру очень близка и понятна. Правда, самая известная женщина советской режиссуры долгое время и не думала снимать фильм «про себя». Все получилось совершенно случайно.

Отрывок из фильма «Карнавал»- Очень маленькая роль неподражаемой Лидии Смирновой


Лиознова встретилась с Родионовой и рассказала ей о своей задумке. Та, недолго думая, взялась за написание сценария. Лиознова стала ее соавтором, дополняя вымышленный материал эпизодами из своей собственной реальной жизни. В судьбе режиссера было много сложных моментов, которые ей довелось пережить. Например, было время, когда она работала и портнихой, и уборщицей. А кино казалось недосягаемой мечтой.

Карнавал

— Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, — вспоминает Лиознова. — С Ниной Соломатиной у меня много общего — я точно так же приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Правда, у меня все в итоге получилось.

Впрочем, об экранизации рассказа Лиознова сначала и не думала. Посмотрев все эпизоды вгиковцев, Татьяна Михайловна впала в уныние — не та интонация, не та работа с актерами, все не то…

— Я уже знала, как все должно быть, — я фактически сняла это кино в собственной голове, — продолжает режиссер. — Я даже знала, кто сыграет главные роли.
С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую.

Карнавал

Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы!
Удачу фильму принесло приглашение на главную роль молодой, но уже популярной актрисы И. Муравьевой, сыгравшей к этому моменту одну из главных ролей в оглушительно успешной картине «Москва слезам не верит».

Лиознова создает образ, абсолютно не похожий на прежние работы актрисы. Муравьева сбрасывает вес, встает на коньки, танцует и поет. Роль смешной, но целеустремленной девушки с непростым характером закрепила за Ириной репутацию лучшей актрисы советского кино начала 1980-х годов.
«Карнавал» частично снимался в Калуге. Вокзал, где Нина Соломатина провожает папу — это вокзал Калуга-2, а дом, где жили Нина и ее мама, скорее всего на Смоленке или на улице Баумана.

Карнавал

Идея пригласить Муравьеву основывалась еще и на совместной с ней работе. Лиознова решила снимать «Карнавал», когда заканчивала свой предыдущий фильм – «Мы, нижеподписавшиеся», где снималась Ирина. Рассказала об этом актрисе, и та очень заинтересовалась новой, так не характерной для нее ролью. В результате и создатели, и зрители фильма пришли в восторг от новой звезды советского экрана.

— Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьевой не составит труда, — говорит Татьяна Михайловна. — Это был просто вопрос актерской техники — не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя. Впочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих.

Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге не спела ни одной песни.

— Так решила Лиознова, — поведал композитор Максим Дунаевский. — Ей не нужна была запись поющей актрисы. Лиознова распорядилась найти профессиональную исполнительницу.

«Позвони мне, позвони»- поёт Жанна Рождественская

В итоге за Муравьеву работает голосом Жанна Рождественская — главная закадровая певица Советского Союза. Тогда повсеместно гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах, водевиль, водевиль!», а благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером — «Позвони мне, позвони».
Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей пробы решила все же провести. Впрочем, сотни артистов она не просматривала — не ее метод. Например, на яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила.

— До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки, — призналась Жемчужная. — Даже, несмотря на то, что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма!

— Это единственный минус? Говорят ведь, у Лиозновой непростой характер.

Карнавал

— Что вы! Она невероятно теплая женщина. Мы с Ирой поначалу побаивались ее, но потом у нас установилась едва ли не дружба. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты — совесть этого фильма!» Так что я счастливый человек, я снималась у мудрой женщины.

— При этом никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино?

Карнавал

— Музыкальная комедия от режиссера «Семнадцати мгновений весны» — это звучало как-то спорно. И все были потрясены реакцией публики. В 1982 году я ехала в Японию на пароме — представлять «Карнавал» в Токио. И ко мне бросилась толпа девушек за автографом. Для меня это был шок! Оказывается, они уже видели фильм…

— Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, — вспоминает Дунаевский. — Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, — сказала мне Алла. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» — «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром…» — «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой…

Нина Соломатина оказалась потрясающе искренней и наивной, чем и запомнилась зрителю.
Муравьева же уверяла, что в жизни она совсем не похожа на свою героиню. «Я очень спокойная. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер. Но как актриса я всегда стремлюсь уметь сыграть любой характер», – делилась позже она с журналистами.
По иронии судьбы, домашняя девочка и коренная москвичка, учившаяся на одни пятерки в школе, Ирина Муравьева играла роли покоряющих столицу самоуверенных, не слишком отличавшихся в школе сверстниц. И играла так убедительно, что ей стали подражать.

Один из самых ярких эпизодов картины — выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой диареи. Муравьева готовилась к съемкам этого короткого эпизода три месяца!

— Я хорошо умела кататься на роликах и не думала, что возникнут какие-то проблемы, — говорит Ирина Муравьева. — Но я еще не знала, что это нестандартные ролики — с очень большими колесами, к которым надо приноровиться…

Карнавал

Для Муравьевой наняли тренера — он даже отправился с ней на летние гастроли с театром. Утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног (снять напряжение), потом репетиция и спектакль. И так каждый день. Но к съемкам Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с трудом. Конечно, ее неуклюжесть во многом сыграна — все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большим трудом. После трех месяцев тренировок у Ирины Муравьевой получалось прокатиться «а-ля, мишка косолапый». Оказалось, то, что надо!

Карнавал

Сцену с Муравьевой на коньках Лиознова придумала не сама, а скопировала из фильма 1968 года «Смешная девчонка». Там в аналогичной ситуации оказалась Барбра Стрейзанд.

В 1982 году Ирина Муравьева была названа лучшей актрисой года читателями журнала «Советский экран».

Изначально финал планировался еще более печальным, чем он получился в итоге. Лиознова сняла сцену последней встречи Кармы и Нины, в которой Карма рассказывает, что у нее погиб ребенок. Но при монтаже эта сцена с формулировкой «слишком беспросветно» была выброшена режиссером в корзину.

Впрочем, в фильме снялись и другие великолепные актеры, которые уже успели поработать с Лиозновой: Александр Абдулов сыграл роль Никиты (с ним Муравьева еще встретится в комедии «Самая обаятельная и привлекательная»), Клара Лучко исполнила роль Жозефины Викторовны, а Юрий Яковлев – отца Нины. Татьяна Лиознова не раз говорила, что всех актеров «Карнавала» она очень любит и уважает.

За все время проката в Советском Союзе фильм собрал более 31 миллиона зрителей.

В 1998 году (спустя 17 лет после съемок!) картину показали по ОРТ. Она стала самым рейтинговым фильмом того года с долей под 25% (то есть фильм посмотрел каждый четвертый телезритель).

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий