История создания фильма «СТАРИК ХОТТАБЫЧ»

Жанр: детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Фантастическая комедия снята по одноименной сказке Лазаря Лагина.
12-летний московский школьник Волька, купаясь в Москва-реке, находит какой-то древний запечатанный сосуд. Мальчишеское любопытство настолько сильно, что при первом же удобном случае Волька вскрывает его, и из сосуда появляется сказочный джинн — Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. За то, что Волька спас его от двухтысячелетнего заточения, джинн, прозванный мальчиком Хоттабычем, становится его верным слугой. Он пытается задарить мальчика, пригнав к его дому целый караван верблюдов с несметными сокровищами. Вместе они совершат увлекательный полет в Индию на волшебном ковре-самолете…

В фильме снимались: Николай Волков (старший), Алексей Литвинов, Геннадий Худяков, Лева Ковальчук, Ольга Черкасова, Майя Блинова, Ефим Копелян, Александр Лариков, Вера Романова
Режиссёр фильма:Геннадий Казанский
Сценарист: Лазарь Лагин
Оператор: Музакир Шуруков
Композитор: Надежда Симонян
Художники: Исаак Каплан, Белла Маневич
Премьера фильма состоялась12 июля 1957

Старик Хоттабыч




Для середины 50-х годов фильм «Старик Хоттабыч» — это прецедент по количеству и качеству спецэффектов. Прецедент во всем советском производстве. Негласная задача была догнать и перегнать Голливуд.

Производство картины потребовало особых огромных усилий от всех цехов Ленфильма. Денег при этом не жалели. Самая большая нагрузка легла на цех комбинированной съемки. Специально для этого фильма, даже, изобретали новую технику.

В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, специальную пленку и специальную проявочную машину. Самыми сложными были, невероятные по тем временам, съемки полета на ковре-самолете. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.

Старик Хоттабыч

Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.

Затем этих школьников пригласили на киностудию. Надо было выяснить, кто из ребят сможет сделать всё, что требуется в фильме, кто сможет сыграть Вольку, Женьку, Гогу. Поэтому ребят просили прочитать стихи.

Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали придти ещё раз. Следующие задания были посложней: предложили разыграть сценку. Пионерам ставились условия, например: они гуляли в лесу, пошёл дождь; ручей, через который необходимо перебраться на обратном пути, стал бурливым и глубоким. И школьники должны были представить, как они идут в мокрой одежде, как тяжелы корзины с грибами, как трудно переходить через ручей.

Старик Хоттабыч

В этих сценках всё условно — нет ни дождя, ни ручья, ни мокрой одежды. Только сильное воображение могло превратить пустую комнату студии в дремучий лес. И вот тем, кто лучше других исполнял эти сценки, поручили роли пионеров в новом фильме.

Этими школьниками оказались Лёша Литвинов — шестиклассник 82-й школы, Геня Худяков — из 7 класса 96-й школы и Лёва Ковальчук — ученик 6-б класса 71-й школы. Ребята хорошо учили уроки, примерно вели себя в классе, и поэтому учителя не возражали, чтобы они снимались в кино.

Распределили, кому кого играть, Лёва Ковальчук больше всего похож на Гогу — ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки — серьёзного рассудительного мальчика. А Лёша Литвинов прямо-таки был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым. Но вот беда: Волька должен быть блондином, а у Лёши волосы черные. Думали, думали и придумали: надо покрасить Лёшины волосы в светлый цвет. Но согласится ли мама Леши?

Старик Хоттабыч

Когда ее спросили об этом, она долго не решалась: вдруг её сын станет некрасивым? Не будут ли Лёшины одноклассники обижать его и дразнить «рыжим»? Но всё-таки она согласилась. И тогда мастер-гримёр Василий Васильевич Горюнов сделал Лёшины волосы белобрысыми. А когда Василий Васильевич завил ему на макушке задиристый хохолок, — Лёша рассмеялся — так ему понравился этот непослушный вихор на голове.

Мальчики ещё раньше читали книжку про старика Хоттабыча, поэтому им легко было учить роли. Правда, юным артистам всё время помогали автор сценария Лазарь Иосифович Латин и режиссёр Лев Вениаминович Махтин. На репетициях они подсказывали мальчикам, как и что надо говорить, объясняли, какой характер должен быть у того или иного героя. Ребята слушали очень внимательно и старались делать именно так, как им говорили. Киноработники были довольны своими «артистами».

– На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминает Геннадий Иванович Худяков (Женька). – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

Но и во время съёмок Лёша и Геня оставались школьниками. Везде с ними ездила воспитатель Мария Александровна Смыслова. Она следила за тем, чтобы ребята строго выполняли распорядок дня, тщательно готовили уроки. Их день был заполнен до отказа — съёмка, репетиции, занятия. Даже побегать, побаловаться мальчикам не всегда удавалось. Ведь они работали. Рано вставали, без опоздания приходили на съёмку, отвечали уроки учителю…


На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – тоже был большой конкурс. Шутка ли – на эту роль пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин! Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»
Кстати, во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримерного пластилина.

Старик Хоттабыч

Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Ивановна Самознаева. Это очень важная должность. Тамара Ивановна заботилась о том, чтобы съёмочная группа была снабжена всем необходимым: киноплёнкой, аппаратурой имела бы помещение, транспорт, тысячи всевозможных вещей. И одной из главных её обязанностей было — достать животных, которые нужны для фильма. А нужны были и слоны, и верблюды, и лошади, и ослики.

Ещё перед тем, как группа выехала в Сочи, Тамара Ивановна позвонила известному дрессировщику, заслуженному артисту РСФСР Александру Николаевичу Корнилову. В это время его зверинец находился в Сочи. Они договорились, что слоны и верблюды Александра Николаевича примут участие в съёмках.

Старик Хоттабыч

Старик Хоттабыч

Но, как оказалось, это не так уж просто сделать. Особенно много пришлось повозиться со слонами. Эти огромные животные послушны в привычной обстановке. А привыкли они к цирку, к небольшой арене.

Снимать же слонов надо было в эпизоде, где прибывает караван. Помните, Хоттабыч хочет подарить Вольке целый караван с драгоценностями и пряностями. Слоны, верблюды, лошади и ослики входят во двор, их погоняют рабы. Так вот в этом эпизоде слоны вдруг стали непослушными. Они никак не хотели повиноваться. Взрослая слониха Ранга всё время придиралась к маленькой и без того пугливой Зите.

К сожалению, снять в Сочи всё, что нужно было, не удалось. Зверинец Александра Николаевича Корнилова должен был выехать на гастроли в другой город, и съёмку прекратили. Что делать? Пока решили поехать в Москву, там надо было снять эпизод, как Волька, Женька и Хоттабыч едут на верблюде по городу.
Верблюда взяли в знаменитом уголке Дурова. На нём и должны были проехать Лёша Литвинов, Геня Худяков и Николай Николаевич Волков по Манежной площади и Охотному ряду. Но тут случилось непредвиденное.

Старик Хоттабыч

Верблюд вышел из своего помещения спокойно. Но на месте, где должна была состояться репетиция, он вдруг начал брыкаться, плеваться, никого к себе не подпускал. За несколько лет своей «артистической» жизни верблюд очень сильно привязался к слону. Один без другого не ел, не спал, никуда не выходил. Верблюд забеспокоился, взбунтовался.

Как его ни удерживали дрессировщик и его помощники, он пошёл обратно, к слону. Друзья встретились очень трогательно: слон что-то нежно трубил, гладил своего приятеля хоботом, верблюд прикасался к нему толстой отвисшей губой.
Киноработники поняли, что этого верблюда в кино не заснять, детей и артиста на него не посадить. Пришлось отказаться от съёмки.

Старик Хоттабыч

Тамара Ивановна стала срочно искать других верблюдов — ведь надо закончить съёмку эпизода с караваном. В колхозах Сталинградской области верблюды выполняют работу лошадей. И Тамара Ивановна поехала туда.

В поисках верблюдов она проехала четыреста километров по Сталинградской области. Надо было покупать не первых попавшихся, а таких, которые похожи на корниловских, чтобы зрители не заметили подмены.

В сталинградском колхозе имени М. И. Калинина Тамара Ивановна нашла таких верблюдов. Она их купила и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизодах, когда Хоттабыч показывает фокусы в цирке (помните, у него на руке акробаты выступают?), на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда, поэтому пришлось ограничиться акробатами.

Однако съёмочную группу и здесь постигла неудача. Прошлое лето в Ленинграде было холодным, пасмурным. А для съёмки нужна жаркая погода, так как рабы-погонщики должны быть одеты легко, по-южному. Двадцать дней ждали, когда в Ленинграде станет теплее, не дождались и поехали в Одессу.


Старик Хоттабыч

В Одессе съёмки прошли хорошо. Верблюды очень привыкли к артистам и слушались их во всём. Лошадей вместе с наездниками дал одесский колхоз-миллионер имени Карла Либкнехта.
Знаменитую сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов были даны дома московские, например знаменитые «высотки».

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился.

Старик Хоттабыч

– На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, – делится тайной Алексей Литвинов (Волька). – А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Там же, в Ленинграде, снимали знаменитую футбольную игру команд «Зубило» и «Шайба». Причем съемки этих эпизодов проходили в несколько этапов. Сначала на маленьком ленинградском стадионе «Светлана» снимали игру (кстати, в кадре играли профессиональные футболисты).

Ворота для матча были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. На футбольном поле была установлена и катапульта, при помощи которой забивали «девятки» в ворота.

Старик Хоттабыч


Там же, на стадионе «Светлана», сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху.

Вы помните, как Хоттабыч помогает футболистам команды «Шайба»? Он передвигает ворота «Зубила», приподнимает штангу, и мяч всё время попадает в сетку. Сделано это очень просто. На поле установили ворота.

Под ними расположили тележки и рельсы. Когда понадобилось, чтобы ворота «побежали» навстречу мячу, их потянули за тросы. Когда мяч летел в штангу, ее приподнимали сидевшие внизу, в яме, рабочие, и штанга выгибалась.

Чтобы мяч посылался точно, применили особую машину. Её изобрел заслуженный мастер спорта
Б. Филиппов для тренировки футболистов. Сейчас эта машина находится у команды «Трудовые резервы».

Старик Хоттабыч

Другие же «чудеса» сотворила в фильме кинотехника. Но вот фокусы, которые показывает иллюзионист Сидорелли, настоящие. Их можно увидеть на сцене Ленинградской эстрады в исполнении артиста Степанова. Он вытаскивает изо рта бесконечные цветные ленты, из пустого и маленького ящичка достает петуха, собачку, шары. Кино здесь уже не при чём. Это секрет самого артиста, и мы не можем раскрывать чужой тайны.

Как вы видели, Хоттабыч оказался сильнее Сидорелли. Старик-волшебник вытворял в цирке такое, что зрители только ахали. Да и вы, вероятно, тоже восхищались волшебной силой Хоттабыча.

Однако знайте и помните, что в жизни всё достигается с помощью знаний, смекалки и умелых рук. Вот именно такое хорошее знание своего дела, такие трудолюбивые руки и создали увлекательный фильм «Старик Хоттабыч», который вы полюбили и смотреть который вы, наверное, пойдёте ещё не раз.

Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.

Старик Хоттабыч

В сочинском санатории имени Ворошилова снимали сцены, когда старик Хоттабыч с юными друзьями попадают в пансионат. Помните, во дворе этой лечебницы бил шикарный фонтан? Оказывается, до этих съемок много лет фонтан не работал, и лишь по настоянию директора киногруппы его починили и запустили. Там же была снята сцена, когда Хоттабыч, Волька и Женька падают на ковре-самолете в бассейн.

– Сам полет на ковре снимали в студии, – продолжает рассказ Геннадий Иванович. – Мы сидели втроем, а за нами экран, на котором шли кадры с уже отснятым ранее небом и самолетами. Помню, снимали сцену, когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: “Эх, прощайте, бананчики!” А у меня в этот момент от дыма, который специально напустили в студии, глаза защипали и потекла слеза.

Старик Хоттабыч

Строго говоря, накладка на весь фильм была только одна-единственная, да и то анекдотическая, в кадре — бананы зеленого цвета. И знаете почему? Потому что мастера реквизиторского цеха, которые делали эти бананы из папье-маше, спелыми эти заморские фрукты не видели никогда в жизни. Те из вас, кто постарше, конечно, помнят, что в советских магазинах бананы продавались, в лучшем случае, раз в год. И обязательно незрелыми, того самого, ярко-зеленого цвета.

Режиссер так и оставил в кадре эту слезу: мол, так мне этих бананов жалко стало. А меня похвалил за хорошую игру… Потом там же выстроили трамплин, и наш ковер вместе с нами скатывался по этому трамплину. На экране же получилось, что мы просто падаем вниз с неба.

А когда снимали в Сочи, мы с Лешей (Волькой) пошли купаться, и так ныряли, что исцарапали лица о подводные камни. Режиссер, увидев это, страшно ругался и объявил нам настоящий выговор. Для съемок нам эти царапины тщательно замазывали гримом.

Старик Хоттабыч

– Поскольку все съемки в фильме проходили летом, школу мы не пропускали, – рассказывает Алексей Литвинов (Волька). – Только в Одессе, где были в сентябре, мы с Геной ходили в местную школу учиться. Днем учимся, а вечером снимаемся. Самые последние съемки проходили в Москве, где работали уже над началом фильма. Например, именно в Москве-реке Волька и Женька находят бутылку с джинном. И потом с ребятами начинают происходить настоящие чудеса!

Премьерный показ фильма состоялся в Ленинграде в конце августа 1957 года. После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех, аудитория за первые полгода – 40 миллионов человек. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями. К концу этого длиннющего марафона героям уже откровенно хотелось домой: к маме и в школу.

Старик Хоттабыч

Старик Хоттабыч

Прошли годы. Сегодня, словно перелетев на ковре-самолете на 50 лет, мы можем узнать какими стали мальчишки из «Старика Хоттабыча». Каждый из них мечтал посвятить свою жизнь кино. Их фотографии лежали в актерском отделе «Ленфильма», иногда их даже вызывали на пробы, но артистом так из них никто и не стал.

Волька – Алексей Александрович Литвинов, закончил электромеханический техникум, ходил в море, долгие годы работал в метро и на железной дороге.

Гога – Лев Васильевич Ковальчук, окончил электрофизический факультет ЛЭТИ, занимался лазерами, сейчас руководит научно-производственной фирмой.
Женька – Геннадий Иванович Худяков, тоже окончил ЛЭТИ. Он всю жизнь проработал в НИИ телевидения, прошел путь от рабочего до руководителя одного из научно-технических направлений. Он, кстати, никогда никому не рассказывал о своем киношном детстве.

В год выхода «Хоттабыча» на экраны американская картина «Вокруг света за 80 дней» получила сразу 5 статуэток «Оскара». Обидно и досадно, потому что эксперты по сей день уверены, что составить конкуренцию «80-ти дням» наш «Хоттабыч» мог, и запросто, но, к сожалению, чиновники Госкино решили «Хоттабыча» на «Оскар» не выставлять.
Голливуд в итоге раздавал призы сам себе, «Хоттабыч» остался без «Оскара», но это нисколько не умаляет достоинств картины, которой наш с вами Ленфильм может гордиться на все 100 процентов».

По материалам журнала «Костёр»: № 3, март 1957 г.
По материалам документального фильма «Как снимали фильм «Старик-Хоттабыч»

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий