Как снимали фильм «ДАМА С СОБАЧКОЙ»

Жанр: драма, исторический фильм, экранизация
Случайное знакомство на отдыхе в Ялте Гурова и Анны Сергеевны перерастает в глубокое чувство. Их общение вдали от дома открывает перед обоими новый мир, полный иллюзорных надежд на совместное будущее. Но он женат, и у неё своя семья…
В фильме снимались:Алексей Баталов, Ия Саввина, Нина Алисова, Дмитрий Зебров, Пантелеймон Крымов, Юрий Медведев, Г. Розанов, Юрий Свирин, Владимир Эренберг
Режиссер: Иосиф Хейфиц

Премьера фильма состоялась 28 января 1960

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
1960 год — МКФ в Канне (Спец. премия — Ия Саввина)
1960 год — МКФ в Канне (Приз лучшей национальной прграмме «За гуманизм и исключительные художественные качества» — Иосиф Хейфиц)
1960 год — МКФ в Лондоне (Почетный диплом за режиссуру — Иосиф Хейфиц)
1961 год — Британская киноакадемия (Диплом «За изобразительное решение фильма» — Исаак Каплан, Белла Маневич-Каплан)

«ДАМА С СОБАЧКОЙ»

Чеховская «Дама с собачкой» — проба Хейфица в классике. «Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — возражал режиссёр. — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть ещё особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. Поэтому я и решил к юбилею писателя поставить „Даму с собачкой“, которую Горький считал вершиной чеховского реализма. Кроме того, в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…»

Дама с собачкой

Ялта. Здесь впервые встретились герои фильма Гуров и Анна Сергеевна. За плечами у обоих горький опыт семейной жизни. Гуров привычно флиртует с молоденькой женщиной, предполагая, что это — начало традиционного курортного романа. Но — роман затягивается и в итоге настолько увлекает Гурова, что он начинает пересматривать всю свою жизнь. С появлением Анны Сергеевны — наивного, чистого и прелестного создания — жизнь его начинает обретать новый смысл…
Иосиф Хейфиц рискнул взять на роль Гурова Алексея Баталова. Этот выбор режиссёра многих удивил. Хейфица начали убеждать, что Баталов не годится для этой работы. Во-первых, молод, во-вторых, простоват.

Отрывок из фильма «Дама с собачкой»



«Мне очень хотелось работать над этой ролью, — вспоминает Алексей Баталов, — и потому, что Чехов, и в силу моей неразрывной связи с Художественным театром, и, наконец, потому, что Гуров, как материал, давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний. Именно поэтому я стремился преодолеть всё, что отделяло меня от роли и как-то могло смущать Хейфица. Прежде всего я отпустил бороду и стал побольше сутулиться, дабы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы ноги и походка казались посолиднее, потяжелее… На безымянном пальце появилось кольцо, призванное хоть сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки.

Дама с собачкой

Теперь все это кажется несколько наивным, но тогда мне было вовсе не до смеха, да и сейчас я, пожалуй, поступил бы точно так же, потому что желание всеми сторонами склеиться, сблизиться с героем и сегодня представляется мне самым закономерным актёрским стремлением».
Хейфиц, завидев бородатого Баталова, замахал руками: «Что это за ужас, снимите немедленно, бутафория, чушь». Оказалось, что борода была чернее, чем надо для тонкого образа героя. Её пришлось красить, выдёргивать, чтобы она была такая, как задумал режиссёр.

Считалось, что Гуров должен переживать свою последнюю любовь и выглядеть типичным русским интеллигентом конца прошлого века. Человеком в возрасте. Иосиф Хейфиц, изучив кипы писем, воспоминаний и черновиков Чехова, установил возраст Гурова, который, как оказалось, почти совпадал с возрастом Баталова.

Дама с собачкой

…Ия Саввина была студенткой факультета журналистики МГУ. Со второго курса она постоянно играла в студенческом театре. В спектакле «Такая любовь» (в постановке Р. Быкова) её увидел Баталов. Он был поражён внешним сходством Ии с героиней знаменитого рассказа Чехова…
Съёмочная группа на фильме подобралась профессиональная и приятная во всех отношениях. В своих интервью разных лет Алексей Баталов с теплотой отзывался о Хейфице, актёрах, художниках Исааке Каплане и Бёлле Маневич…

В Ялте Хейфиц искал детали, дающие представление об атмосфере того времени. «Осторожно с пейзажем!» — делает он пометку в своём дневнике. «Осквернённая природа. Парфюмерный запах вместо аромата цветов. Скука. Сонное море. Пустые бутылки. Праздность прохожих. Ленивый фотограф. Чиновник и жена по очереди взвешиваются на весах. Обострённый нездоровый интерес к мелочам». Таков мир, в котором существовали два хороших, но несчастных человека. И вот они встретились…
…Море. Пустая набережная. Снимается ответственный кадр — первое появление в картине. Жара природная усиливается операторским светом и многочисленными щитами, покрытыми серебряным блеском — «подсветки». Баталов и Саввина точно почувствовали замысел режиссёра, и съёмки эпизода прошли без особых непредвиденных затяжек.

Дама с собачкой

В качестве консультантов пригласили двух старушек. Одна из них сразу же заявила Хейфицу, что Баталов при ходьбе косолапит, а это не вяжется с образом интеллигента. Режиссёр стал пристально следить за походкой своего артиста и постоянно одёргивать его.

Баталов раздражался. И вот в Ялте объявился глубокий старик, который когда-то в молодости был лодочником и возил самого Чехова. Когда он увидел на съёмочной площадке Баталова, то, улыбнувшись, заметил: «Шляпа-то у него точно как у Чехова». А когда Баталов подошёл ближе, лодочник возликовал: «И косолапит, как Антон Палыч!»



В Ялте пробыли недолго. Полоса пасмурных дней. Снимать нельзя.

Окончательно нарушила планы съёмочной группы тяжёлая болезнь глаз у Баталова. Пришлось многие сцены перенести с натуры в павильон, декорировать северный пейзаж под южный — иначе картине грозила консервация. Трудности, как всегда бывало, подхлестнули фантазию оператора Москвина.

В Ялте он снял с дублёром Баталова общие планы, в которых пейзаж был определяющим. Актёрские же куски доснимались в павильоне. Но создать в павильоне такую воздушную среду, такие эффекты дневного и ночного освещения, чтобы они рядом с натурными ничем не выдали своего искусственного происхождения, — задача большой трудности. С ней Москвин справился великолепно. Кадры, снятые на натуре и в павильоне, склеивались вперемежку. Даже профессионалы не всегда могли отличить их.

Дама с собачкой

Сцена расставания героев на симферопольском вокзале кончается в рассказе так: «Гуров думал о том, что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… Он был растроган, грустен и испытывал лёгкое раскаяние: ведь эта молодая женщина, с которой он больше никогда не увидится, не была с ним счастлива».

Великолепную деталь нашёл Хейфиц. Поезд ушёл, а на досках перрона осталась обронённая Анной Сергеевной перчатка. Гуров аккуратно вешает её на станционный забор. Перчатка «врезается» в память зрителя, заставляет его вспомнить все то, с чем так легко прощается Гуров.

Для Анны Сергеевны — поначалу — настаёт счастливая пора влюблённости. Позже — разочарование: она приезжает в Москву, встречается с возлюбленным и понимает, что Гуров — такой же скучный человек, как и её муж (с той лишь разницей, что интеллект, такт и душевный потенциал Гурова, вероятно, выше). И живёт в Москве так же скучно, как и она со своим мужем в Саратове…

Дама с собачкой


Картина кончается таким кадром: ссутулившись, уходит из московской гостиницы Гуров, последний раз кланяется он прильнувшей к окну Анне Сергеевне. Холодно, метёт снег: она наверху, он внизу. Свет, идущий из окна Анны Сергеевны, так ярок, он прорезает темноту ночи, будто тянется к Гурову. В нём тепло, нежность, огонь надежды и вера в будущее.

Григорий Козинцев на художественном совете заявил, что не почувствовал, не уловил с экрана того, что для него составляет «Дама с собачкой». Сказал, что ему лично мешают лишние слова и фильм скорее напоминает попурри из Чехова, чем рассказ Антона Павловича «Дама с собачкой».

Многие тогда и предположить себе не могли, что эта, казалось бы, очень русская классическая экранизация завоюет огромную популярность не только в России, но и за её пределами. Восхищённый Федерико Феллини говорил, что смотрел «Даму с собачкой» несколько раз. Марчелло Мастроянни заявил, что счёл бы за честь сыграть в таком фильме.

На Международном фестивале в Каннах картина получила приз за высокий гуманизм и превосходные художественные качества. Британский киноинститут включил «Даму с собачкой» в число лучших фильмов года.

Дама с собачкой

Очень люблю этот фильм. Он неимоверно красивый и такой щемяще грустный, Я его первый раз увидела уже взрослой. Он у меня очень долго из головы не выходил, я потом и рассказ перечитала и пьессы, первый раз после школы. Соглашусь с теми, кто считает, что все три актера: Баталов, Саввина, Алисова сыграли здесь одни из лучших своих ролей.

Фильм потрясающе снят Москвиным — «картинка» производит просто гипнотическое воздействие. А какая музыка, просто серце щемит. И как показана эволюция чувств Гурина: легкий интерес, охотничья стойка, получение приза, равнодушие при прощании у поезда (в том числе перчатка, забытая Анной).

Дама с собачкой

Дама с собачкой


И вроде дома все по старому, а потом тоска и память. Он ведь когда поехал к ней еще сам не знал всей силы своего чувства к ней, и вся сцена в театре: от его первого взгляда на ее локон, ее взгляд, этот пробег по бесконечным лестницам до их сумбурного разговора. Их эти встречи, и та, которая показана нам, и те, которые были и будут… невозможность счастья, тревога друг за друга и любовь, от которой невозможно отказаться.

И еще они все трое в этом фильме люди: живые, чувствующие, неоднозначные, а не «персонажи». В рассказе героиня Алисовой это нечто тяжелое, однозначное, давящее и вызывающее стойкую неприязнь.

А в фильме это женщина, которая любит своего мужа, чувствует, что что-то происходит, но ничего уже изменить не может.
А как Алексей Владимирович передает здесь все тончайшие движения души своего героя, как он в этом фильме красив, как смотрит, как говорит. Вообще считаю, что его голос: тембр, интонации, эмоциональность и т.д. одни из самых узнаваемых в нашем кино. Не знаю лучшая ли это у него роль, но то, что для меня одна из самых-самых это точно.

И конечно Ия Сергеевна Саввина. Как она здесь легка, воздушна, сначала почти прозрачна, как видение или мираж, а потом даже при некоторой экзальтированности, живая, любящая, грустная.

Пишу и слышу ее голос «…это они по злобе.» и сердце разрывается. Удивительная актриса, сильная женщина с непростой судьбой, умная, саркастичная, красивая. Она часто играла именно сильных женщин, а здесь она такая тихая, застенчивая, испуганная, несколько неловкая. И голос этот срывающийся, чуть дрожащий. А как ей шли все эти наряды, шляпки, прически. Красавица.

По материалам сайта:http://lib.rus.ec/b/111255/read#t45

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий