Донатас Банионис

Донатас Банионис

Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе.
Отец — Банионис Юозас (1890 г.рожд.).
Мать — Блажайтите-Банионене Она (1900 г.рожд.).

Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию. Мать, оставшись с двумя детьми — Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.

Донатас Банионис

Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир — мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом…

Донатас Банионис

Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству — отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.

Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис — молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра — для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу. В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор жизнь актера неразрывно связана с Паневежисом.

Начиная с 1950-х гг., становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980) — в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в «Смерти коммивояжера» А. Миллера (1958) и Бекмана в «Там, за дверью» В.Борхерта (1967). Всего на сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов.

Донатас Банионис

1 января 2001 года Донатас Банионис уволился из штата Паневежского драмтеатра. Причиной его увольнения стала осуществляемая в Литве пенсионная реформа, согласно которой лица, получающие государственные пенсии и продолжающие работать, должны определиться: либо уйти с работы, либо лишиться пенсии. По словам Баниониса, ему выгоднее сохранить пенсию, нежели остаться в штате и «жить на жалкую зарплату литовского актера» — около 600 литов (150 долларов) в месяц. Однако Донатас Банионис выразил надежду, что продолжит играть «на общественных началах», не получая зарплаты.

Донатас Банионис

В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме «Адам хочет быть человеком» (1959), затем снялся у него же в «Хронике одного дня» (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов. Роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать» (История создания фильма) (1966, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти «между молотом и наковальней».

Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли.


Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (История создания фильма). Как признавался сам актер, на пробах к фильму он не особо старался, поскольку считал, что роль не его.

Действительно, до этой картины кинематограф преподносил нам разведчиков, как высоких, стройных красавцев. Фильм «Мертвый сезон» поломал эти стереотипы. Пред нами возник невысокий, немного грузный, усталый человек. Банионис рассказывал, что в этой роли он постарался сыграть не разведчика, а человека, попавшего в такие обстоятельства. Фильм вышел за рамки шпионского романа — это история об одиночестве порядочного человека и о жестокости мира. Банионис сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.

Донатас Банионис

Донатас Банионис

Роль Ладейникова потребовала филигранной актерской техники, равно как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (История создания фильма). Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР). Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных деспотической и гениальной режиссурой.

В 1975 Банионис сыграл скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли в фильме режиссера М. А. Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли». (Государственная премия СССР, 1977). Действие фильма происходит в одной из западно-европейских стран.

Мелкий служащий бюро патентов мистер Мак-Кинли узнает об изобретении неким ученым газообразного соуса «Кокальон», под действием которого все живое «засыпает» до времен полной безопасности. Мак-Кинли тоже начинает подумывать о собственном спасении. Ради денег, необходимых на оплату, герой готов пойти на убийство богатой старухи… Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и нежнейшую лирику.

Актер исполнил роль великого Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальватор Альенде. За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники.

В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986, В. К. Дербенева) Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою — зловещего рисунка роли.

Донатас Банионис

Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской картине «Двор» (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.

Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей — и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. Но стиль игры актера, его манера наиболее полно, пожалуй, выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером… Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания… Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».


В большинстве русскоязычных фильмов Донатаса Баниониса озвучивал Александр Демьяненко, так как от литовского акцента актер избавиться не смог. Говорят, он даже приплачивал киностудиям, чтобы его герои говорили голосом именно Демьяненко, а не кого-нибудь другого. Этот голос настолько прочно закрепился за обликом Баниониса, что зрители были уверены в его принадлежности литовскому артисту.

В 2002 году режиссер Евгений Татарский пригласил Донатаса Баниониса на роль Ниро Вульфа в сериале «Ниро Вульф и Арчи Гудвин». Арчи Гудвина, помощника великого сыщика, сыграл Сергей Жигунов.

Донатас Банионис

Немало пришлось потрудиться гримерам и костюмерам, работающим на сериале. Особая примета Ниро Вульфа — огромный вес, около 150 килограммов. Разумеется, Донатасу Банионису до этого далеко. Он и по сей день находится в прекрасной форме, так что для появления «вульфовской» стати Банионису пришлось крепить специальный накладной живот из поролона. Кстати, вкушать деликатесы на съемочной площадке ему приходится нечасто. В большинстве сцен он обсуждает со своим поваром Фрицем, которого играет Сергей Мигицко, рецепты новых блюд. Гораздо больше известный актер страдает из-за другой пламенной страсти своего героя. Ниро Вульф не может раскрывать преступления без любимого пива «Миллер». Сам же Донатас пиво терпеть не может, предпочитая ему хороший коньяк. Но, повинуясь роли, вынужден пить на съемочной площадке ненавистный пенистый напиток. По пять бутылок в день в течение двух с половиной месяцев. Вот уж действительно — «искусство требует жертв!».

Донатас Банионис

Несмотря на многочисленные работы в кино, особенно в 60 — 70-е годы, Донатас Банионис никогда не порывал с театром. В 1980 году после ухода на пенсию Мильтиниса возникла угроза самому существованию Паневежисского театра — некому было ставить спектакли, актеры не репетировали… В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем — репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. В эти же годы Донатас Банионис окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

Д.Ю. Банионис руководил театром вплоть до 1988 года. За это время были поставлены несколько новых спектаклей: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер». Позже на сцене театра были поставлены «Три сестры» А.П.Чехова, «Бидерман и поджигатели» М.Фриша, «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.Друцэ, «Вино из одуванчиков» Р.Брэдбери и др.

Донатаса Баниониса можно смело назвать трудоголиком. Все свое свободное время он посвящает чтению, работе над текстами. Среди актеров выделяет Е.Лебедева, И.Смоктуновского, О.Борисова, А.Фрейндлих. Один из самых любимых фильмов — «Андрей Рублев» А.Тарковского.

Живет в городе Паневежисе. Супруга — Банионене Она (1924 г.рожд.).

Дети:
— Эгидиюс (1948 г.рожд.), историк, специалист по XV-XVI вв., посмертно награжден Государственной премией в области науки;
— Раймундас (1957 г.рожд.), окончил ВГИК, сыграл в фильмах «Пятерка отважных» (1970), «Пятнадцатая весна» (1971), «Моя маленькая жена» (1985), снял несколько фильмов («Не помню лица твоего» — 1988, «Дети из отеля «Америка» — 1991, «Джаз» — 1992) в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.

В четверг, 4 сентября 2014 года, на 91-м году жизни актёр умер.Как сообщил сын актера, Банионис умер в больнице. В последнее время Донатас Банионис страдал от проблем с сердцем. В июле 2014 актер пережил клиническую смерть.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Комментарии закрыты.