Иван Лапиков

Народный артист СССР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1979, за исполнение роли Назарова в фильме «Вечный зов»). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1973, за роль Бориса Краюшкина в фильме «Минута молчания»).

Иван Лапиков

Родился 7 июля 1922 г. в селе Горный Балыклей Царицынской губернии (ныне — Волгоградская область) в крестьянской семье. Учился в Сталинграде. В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре Иван с увлечением играл на балалайке, записался в драматический кружок. Оттуда он уехал в театральное училище в Харьков, где сильны и живы были традиции искусства.

Окончить Иван успел только два курса — началась война. Лапиков был мобилизован в батальон, строивший противотанковые заграждения под Сталинградом. В 1941-63 гг. — актёр Сталинградского драматического театра им. М. Горького. Он был молод, и первые роли его в театре — бессловесные. Великие говорили: «Тогда станешь актёром, когда вынесешь 300 подносов на сцену». И он выносил. Играл в спектаклях «Старик», «Доходное место», «Идиот», «Бег», настойчиво учился у именитых актёров.

«Мы с Ваней познакомились в Сталинградском драматическом театре, — вспоминает вдова актёра Юлия Фридман. — Меня туда распределили после окончания Ленинградской театральной академии в 1947 г. Потом поженились. Родилась дочка. У Вани в ту пору в театре не было ярких ролей, но числился способным». Лапиков всегда делал сам гримы для своих сценических героев. Потрясающим был его грим в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А.К. Толстого…

Иван Лапиков

В 1963 г. Лапиков уехал в Москву и начался его путь к вершинам кинематографического искусства. Его приглашал в свой театр Г.Товстоногов, но что-то не сложилось… В том же 1963 г. он вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. В кино Иван Лапиков специализировался на ролях простых людей из народа, рабочих и крестьян. Лапиков — мастер эпизода, ёмко и точно трактовал образы своих героев.

Ему было уже за сорок, когда пришла настоящая известность, когда все открыли Лапикова. Хотя, как позже выяснилось, он уже дважды снялся у Юрия Егорова. Но по-настоящему дело его славы сделалось, конечно, после фильма Алексея Салтыкова «Председатель» (История создания фильма) по сценарию Юрия Нагибина в 1964 г. Ленинскую премию за главную роль Егора Трубникова получил Михаил Ульянов, а Иван Лапиков за роль его брата Семёна получил судьбу.

Братья-антиподы: один мучител ьно и неистово спасает-возводит колхоз, другой, разуверившись в пустопорожних обещаниях общего блага, окончательно отчаявшись, его покидает, собрав на подводу семью и нищий свой скарб. Одному подавай сплочённый коллектив и энтузиазм созидания, хоть и на развалинах, другой если и верит кому, то только себе, своим мослатым ухватистым рукам.


Иван Лапиков

Михаил Ульянов позже признавался, что как партнёр Иван Лапиков был и радостен ему, и в определённом смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актёром такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня. «Такие актёры будто «тянут» тебя, помогают подняться «выше».

Спустя два года, в 1966 г., на экраны вышла знаменитая драма режиссёра Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В этой картине Лапиков исполнил одну из центральных ролей — монаха Кирилла.

«Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на «артиста», — вспоминает Николай Бурляев. — Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты. К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках «Андрея Рублёва», за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в «Председателе», с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета.

Иван Лапиков

И хотя в «Рублёве» у нас не было прямого партнёрства в кадре, не было общих сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца. Такие же отношения сердечной природной привязанности были в «рублёвские» времена и с Николаем Григорьевичем Гринько, и с Анатолием Солоницыным — тоже совершенно непохожими на «актёров». Видимо, это и роднило всех нас. Гений Тарковского предпочёл ваять свою «рублёвскую» кинофреску ликами русских мужиков, далёких от «актёрства».

Мы нечасто встречались с Иваном Герасимовичем: несколько раз на гриме, в костюмерной, в тон-студии, в буфете, на премьерных показах «Андрея Рублёва», на банкете, в коридорах «Мосфильма», «Ленфильма», в поезде «Красная стрела», в Доме кино… Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира, сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его «публичное одиночество» — скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться.

Иван Лапиков и Михаил Ульянов в фильме «Председатель»

У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым».

Среди наиболее известных ролей Ивана Лапикова: дядя Коля в фильме «Наш дом», Борис Краюшкин в героико-патриотической драме Игоря Шатрова «Минута молчания», старый чекист в приключенческом фильме «О друзьях-товарищах», Панкрат Назаров в киноромане Краснопольского и Ускова «Вечный зов»(История создания фильма)., кузнец Жемов в дилогии «Юность Петра»-«В начале славных дел», старшина Поприщенко в экранизации романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» (История создания фильма), Дед Василий в фильме «Возвращение Будулая», старик-слепец в исторической драме «Борис Годунов», генерал Ермаков в телесериале «Моя судьба»…

«Он был очень участлив к окружающим. — рассказывает Юлия Александровна Фридман. — Но и любил уединяться — уезжал отдыхать с удочкой на островок возле Волгограда, жил в палатке. Нас с Леночкой никогда не забывал: чуть какая возможность вместе с ним на съёмки поехать — обязательно брал. А во время работы всё равно замыкался в себе, никогда ничего не обсуждал.

Иван Лапиков

Иван Лапиков в фильме «Вечный зов»

Он очень гордился не столько разными государственными наградами и премиями, сколько медалью «За оборону Сталинграда» — сотни раненых переправил на рыбацкой лодке через Волгу в тыл, на другой берег. Тогда, во время Сталинградской битвы, не то что земля горела, вода полыхала».
Он умер 2 мая 1993 г. — на встрече с солдатами одной из войсковых частей у него не выдержало сердце.

Лапиков не хотел ехать на эту встречу и отказал С. Ф. Бондарчуку, сославшись на нездоровье. Но, увидев 1 мая 1993 г., как в Москве омоновцы избивают демонстрантов, сказал жене, что считает своим долгом хоть как-то помешать развязыванию гражданской войны в России. Сердце его остановилось во время выступления, и смерть эта была под стать всей его жизни — трудной, ответственной, порядочной и, в конце концов, счастливой… Похоронили Ивана Герасимовича Лапикова на Ваганьковском кладбище в Москве.

На родине актёра, в селе Горный Балыклей, в 2002 г. был открыт музей Ивана Лапикова. А в 2003-м в Волгограде, на доме 4 по Советской улице, где он жил больше 20 лет, установили мемориальную доску.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Комментарии закрыты.